Египетский бог тефнут. Богиня Тефнут: история, описание и интересные факты

Не только сыновья охраняли Ра от злых врагов преисподней, чудовищ мрака и холода. Была у Ра любимая дочь, его собственный глаз, его Око, созданное им самим. Много имен было у солнечной дочери - Ока. В одном месте её называли богиней Тефнут, в другом почитали её как Сохмет, в третьем её звали Хатор. Много разных легенд рассказывали об этой богине, но во всех говорилось о том, как она побеждает чудовищ - врагов отца-Солнца, либо наказывает людей за неповиновение божественному царю.

Вот что рассказывается в одной из таких легенд. Это произошло ещё тогда, когда бог Ра жил на земле и был царем Египта. Поссорилась с ним его дочь - богиня Тефнут и ушла от него в Нубию, в страну Бугем. В образе, львицы бродила она по пустыне, в ярости убивала она людей, и кровь её жертв наполнила все ущелья, и питалась она мясом и кровью. Из глаз её извергалось пламя, дыханием её пасти был огонь, и сердце её пылало от гнева.

Никогда не покидала она пустыни и совсем забыла богиня Египет, родину своего отца Ра. Пожелал Ра вернуть Тефнут из Нубии и поселить её близ себя. Тосковал Ра без дивного Ока своего. Тефнут была любимой дочерью Ра, и при виде её сердце его охватывала радость. Грозная Тефнут была столь могучей, много раз показывала свою мощь и храбрость, и пожелал отец сделать её своей защитницей от злых врагов.

Долго думал Ра, кого послать за дочерью в Нубию, и, наконец, выбор пал на бога воздуха Шу и на бога луны и мудрости Тота. Ра доверял богу Шу, так как он дважды доказал владыке свою преданность. Дважды на Ра нападали враги, и Шу выступал на его защиту и поразил противников. Тот славился своей мудростью, он должен был волшебными словами помочь привести Тефнут в Египет. Без волшебных сил нельзя было укротить грозную богиню.

Превратились Шу и Тот в павианов, и отправились они в Нубию на поиски богини. Они пересекли воды Кенем и нашли Тефнут на юге, в месте Бугем. Недружелюбно встретила львица обоих богов. Она подняла хвост и свирепо зарычала на павианов. Стал Тот перед ней, поднял кверху лапы и начал уговаривать её отправиться с ними в Египет. Он говорил о красоте страны её отцов, о прекрасном Ниле, дающем радость, обо всех чудесах "та мери" - "возлюбленной земли" (так называли египтяне свою страну).

"Вместо бесплодной пустыни, где ты обитаешь, - говорил Тот, - ты попадешь в цветущую страну, с великой многоводной рекой, с зелеными лугами, с многолюдными городами и селениями. Для тебя построят храм, - продолжал он её убеждать, - и люди будут чтить тебя. Тебе не нужно будет совершать разбойничьи набеги на зверей, чтобы добыть себе еду. Тот подал богине-львице чашу вина и велел принести убитую газель.

Пока Тефнут насыщалась, Тот поднял свой волшебный жезл и начал нараспев творить волшебные заклинания. И стал утихать гнев богини, и она согласилась отправиться с Шу и Тотом в Египет. Радостное шествие направилось в Египет. Певцы и павианы сопровождали богиню на её родину. Шу взял в руки лютню и шел перед ней, танцуя, чтобы она с весельем явилась перед Ра. Тот не отставал от них и не переставал повторять заклинания, чтобы не передумала Тефнут и не вернулась с дороги в пустыню.

Шу охладил жар крови богини. Она омыла свое тело в озере Священного острова. И тогда превратилась львица в прекрасную юную деву с сияющими глазами, с веселым лицом, с черными волосами, в деву с гордой осанкой, блиставшую красотой. Увидел её отец Ра, радостно заключил дочь в объятия и воскликнул: "Я обнимаю тебя, царица женщин, дочь моя любимая! Богиню-львицу почитали во всех храмах. Она стала кроткой и нежной женой бога Шу. Вскоре у них родился сын, веселый и красивый ребенок.

Он всегда принимал участие во всех празднествах, пел и плясал перед матерью. Шу женился на Тефнут. У них родились дети, вторая божественная пара: бог земли Геб и богиня неба Нут. Геб и Нут очень любили друг друга и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино. .

Для египтян это было благодатное время. Бог Шу при-гонял дождевые тучи, богиня Тефнут поливала пашни, щедрый Хапи удобрял поля, а бог Ра согревал зем-лю золотыми лучами. Люди благодарили богов за бога-тые урожаи, распевали гимны в храмах, украшали ста-туи цветами, поливали жертвенники пальмовым вином и благовонными маслами. И никто даже не мог поду-мать, что вскоре народ постигнет большая беда.

Причиной несчастья стала обида Тефнут на бога солнца Ра . Гордая богиня дождя как само собой разумеющееся принима-ла от людей жертвенные дары и слушала хвалебные песнопения в свою честь. Однако однажды на холме Бен-Бен зазвучала музыка. Это земледельцы славили солнечного бога Ра за свет и тепло, которые он дарит Черной Земле. И настроение у богини испортилось. Ей показалось, что египтяне слишком много почестей воздают солнечному богу. Ведь она была уверена, что если бы не ее живитель-ная влага, то не проросло бы ни одно зернышко. Мудрый Ра попытался было возразить богине, что и без его солнечных лучей невозможен богатый урожай. Но оскорбленную Тефнут уже нельзя было остановить:

— Что ж, — воскликнула она, — если мои дожди никому не нужны, я навсегда покидаю Та-Кемет!

И превратившись в львицу, Тефнут преодолела серебряную ограду и бросилась бе-жать, оглашая горы грозным рычанием. Она летела, едва касаясь земли, и вскоре исчезла вдали за горизонтом.

Опечаленный побегом богини, Ра погрузился в глубо-кое раздумье. «Что же теперь делать? — думал он, с тре-вогой взирая на берега Нила. — Ведь с ее уходом на землю обрушится засуха, которая погубит всех людей. Нет, во что бы то ни стало надо вернуть людям покой и надежду».

Тем временем на земле началась страшная засуха. Солнце палило нещадно, и жара становилась невыно-симой. К вечеру земля на побережье ссохлась, стала твердой как камень, пожухла трава на заливных лугах, обмелели оросительные каналы. Ночью из пустыни налетел огнедышащий ветер и пригнал тучи раскален-ного песка. Он покрывал сады, огороды, крыши, а пло-довые деревья, еще недавно зеленые и свежие, были похожи на мумии с высохшими ветками.

На главной площади города Иуну стали собираться взволнованные жители. Пронесся слух, что главный кормилец страны, некогда благодатный Нил ссыхает-ся, как раскаленная пустыня.

— О великая богиня Тефнут! Чем мы прогневали тебя?! —в отчаянии голосили люди.

Страдал в своем золотом чертоге, жилище богов, и солнечный бог Ра. После долгих раздумий он принял решение восстановить справедливость. Заняв свое ме-сто на золотом троне, он твердо сжал в руках символы власти и приказал слугам:

— Позовите лунного бога Тота, ибо у него воистину мудрое сердце.

Не прошло и получаса, как перед троном солнечного бога предстал мудрец бог Тот . Он считался покровителем знаний, мудрости, медицины. Все волшеб-ные слова и чудодейственные заклинания были ведомы богу. Ни один египетский писец не приступал к трудам, не помолившись Тоту. При обычном человеческом теле бог обладал птичьей головой ибиса с длинным изогну-тым клювом. Великим знанием светились его блестя-щие глаза, похожие на влажные виноградины.

— Приветствую тебя, Тот, — скорбно промолвил Ра. — Надо ли рассказывать тебе, что произошло?

— Мне все известно, как известно и твое желание, — отвечал Тот с почтительным поклоном. — Ты хочешь, чтобы я уговорил Тефнут вернуться из Нубийской пу-стыни.

— Точно так, — кивнул головой Ра, — но ты также знаешь, что богиня могущественна и своенравна. Она приняла облик львицы, что небезопасно и для смерт-ных, и для бессмертных. Силой ее назад не привести. Одолеть ее гнев можно только умом и хитростью. Поэ-тому я и обратился за помощью к тебе.

— Я исполню твой приказ, — поклонился Тот, — и постараюсь вернуть беглянку.

Сказав это, Тот принял облик маленького павиана и отправился в далекий путь. Он понял, что простыми уговорами делу не помочь. «Кто очень силен, — подумал он, — тот нередко бывает глуп. А если он глуп, то охотно верит в любые льстивые речи». Тот вкрадчи-во промолвил, — я знаю, что ты самая прекрасная и могуще-ственная богиня! Но объясни: почему ты, такая силь-ная, боишься меня — маленькую слабую обезьяну? Подумай сама. Если в дом человека заползет скорпион, человек сразу его убьет. А все потому, что человек, хоть он и сильней скорпиона, все-таки боится, что его ужа-лят. И только владыка зверей лев действительно могуч! Если к его логову приблизится шакал, он даже не глянет на него, потому что не ведает страха. Льву не нужно убивать, чтобы доказать свое могущество. Уби-вает лишь тот, кто не уверен в своей силе.

Эти слова неожиданно возмутили Тефнут.

Не боюсь я тебя, мелкая обезьяна! - взревела львица. - Да и не трону тебя, потому что нет богини могущественнее меня!

- Дело не в этом, — грустно отвечал Тот, — твой супруг Шу сильно тоскует по тебе. А земля Та-Кемет находится в безмолвии. В твоих храмах больше не устраивают торжества, все жрецы облачились в траурные одежды, алтари пусты, музыканты касаются струн, но они не издают божественных волшебных звуков.

Тот не зря считался мастером красноречия: суровая Тефнут понемногу разжалобилась. Чем подробнее Тот описывал ей бедствия, терзающие Та-Ке-мет, тем печальней становилось ее лицо и сжималось сердце от сострадания к людям, с которыми она, осле-пленная гневом, несправедливо по-ступила. На глаза богини навернулись слезы. Она старалась этого не выдавать, но проницательный Тот заметил сразу.

Со скорбным видом он воскликнул:

— Если ты позабудешь свою обиду и вернешься в Та-Кемет, то Нил снова станет полноводным, зазеленеют поля, заколосятся ячмень и рожь! Тефнут, ты — самая прекрас-ная богиня. Люди и боги никогда не забудут, как ужасен твой гнев. Вернись в Та-Кемет! Ведь если ты не вернешься, люди умрут, — продолжал уговаривать павиан Тот.

— А если не останется людей, кто же будет услаждать твой слух музыкой и пением, украшать цветами твои статуи в храмах? Кто будет славить тебя, называя самой вели-кой, самой прекрасной, самой могущественной? Кто пре-вознесет твою несравненную мудрость? Между прочим, о восхитительная владычица воды, ты явила людям свое могущество, но ты пока ничем не доказала свою му-дрость. Так докажи ее и тебя будут славить еще больше!

— Как же мне вернуться? — смущенная речами Тота, спросила львица Тефнут.

— Нет ничего проще, — ответил павиан. — Самым мудрым считается тот, кто умеет подчинять свои чувства велению рассудка…

Мудрый же, в отличие от глупца, — заключил павиан, — не раб своих чувств, но их господин. Если его осел заупрямится, мудрый хоть и почувствует гнев, однако не даст воли своим чувствам. Он не бу-дет бить осла, а даст ему отдых. Хоть и потеряет время, все равно доберется до города раньше, чем глупец.

Великая Тефнут! — возопил Тот. — Ослепленная праведным гневом, ты ушла из Та-Кемет, люди увидели твое могущество. Но если ты сумеешь победить свой гнев, люди поймут, насколько ты мудра. Помни: нет ничего дороже родины. Даже крокодил, когда он стареет, покидает чужбину и приплывает умирать в род-ной водоем. Лестные доводы умного павиана ока-зали благодатное воздействие на капризную Тефнут. Боги-ня дождя решила вернуться в Та-Кемет. Она уже собралась объявить свое ре-шение Тоту, как вдруг замерла, ее озарило мыслью.

Как! — закричала она, сверкнув глазами. — Я ведь поклялась никогда не возвращаться! Я думала, что нет такой силы, которая заставила бы меня изменить решение. — и вдруг какой-то ни-чтожный павиан чуть не сломил мою волю, разжалобил и едва не за-ставил расплакаться!.. Меня, могучую, непобедимую львицу!.. Да я сейчас растерзаю эту наглую обезьяну! Издавая рычание, от которого содрог-нулась пустыня, она выпустила острые когти и приго-товилась к прыжку. Маленький павиан сильно испугался.

— Богиня! — закричал он. — Вспомни о своей клятве! Ведь ты именем Ра поклялась не причинять мне зла! Тефнут в нерешительности застыла.

— Хорошо, павиан, — прорычала львица после раздумья. — жаль. При-дется сдержать свое обещание. Однако не смей вооб-ражать, что ты взял надо мною верх! Не ты заставил меня вернуться в долину Нила. Это будет моим решением!

— Конечно! — подтвердил Тот. — Я буду идти впереди твоего величества и буду развлекать песнями и плясками. И они отправились в Та-Кемет.

Когда Тефнут вернулась на родину, то совершила торже-ственное шествие по всем городам и селениям. Жители Та-Кемет ликовали: благодатный дождь моментально оживил сухую землю.

Встретилась Тефнут и с Ра. Увидев богиню, солнеч-ный бог несказанно обрадовался. В ее честь был устро-ен пир, который длился много дней. На том пиру был и мудрый Тот, совершивший благое дело не столько для богов, сколько для простых людей.

Этана из города Киш: полет на орле

Зевс громовержец

Орангпендек – лесной человек

Бог Энки

Решетка из сверхпрочной керамики создана на 3D-принтере

Дальнейшее развитие техники находится в прямой зависимости от доступных технологий в материаловедении. Если говорить точнее, многие смелые проекты, возникшие еще...

Остров Сингапур

Сингапур – это и остров и город, и государство. Обязательно стоит посетить "Город льва и храма" – известный центр развлечений в...

Производство водорода на Луне

Группа американских ученых из Национального космического общества и Фонда исследования космического пространства рассказала о способах снижения стоимости колонизации Луны на 90 ...

«Возвращение Тефнут-Хатхор из Нубии» начинается с того, что Тефнут, обидевшись, разгневавшись на отца, уходит в Нубию, где, как вы понимаете, находится верховье Нила. Она бродит по Нубийской пустыне, приняв обличье или львицы, или (в более поздних текстах, уже полусказочных) кошки, на всех злится. И поскольку «воплощение жизненных сил» покидает Египет, то там естественно начинается засуха, мор. Богиню срочно необходимо вернуть. Возвращать отправляется ее брат Шу (чтобы заодно жениться на сестре) и бог мудрости Тот. Применительно к Тоту вам может встретиться «школьный» вариант: Тот — бог мудрости, астрономии, письменности и так далее. Это всё так, но не совсем. Дело в том, что Тот в первую очередь связан с идеей границ. Мир явленный, возникая из небытия, становится по отношению к небытию имеющим границы. И письменность вообще и в частности в Египте возникает отнюдь не для сакральных нужд (сакральные тексты записываются в самую последнюю очередь), а для фиксации межевых договоров и долговых обязательств. Тот связан с письменностью, исчислением земельных участков, с астрономией, позволяющей рассчитывать разливы Нила и так далее. Но в сказках особенно он предстает как бог мудрости, начинает загадывать Тефнут-Хатхор загадки. В более поздних текстах всё внимание перенесено именно на загадки. В конце концов, развеселившись, она (тема царевны Несмеяны: состояние царевны Несмеяны — это практически пребывание в мире смерти, и рассмешить ее — значит, вернуть в мир жизни) соглашается выйти замуж за своего брата Шу, и они все вместе возвращаются в Египет. Но возвращаются не мгновенно. Они идут с юга (из Нубии) с верховьев Нила. И совершенно очевидно, что процесс их возвращения — это не что иное, как разлив Нила. Отсюда празднования возвращения Тефнут-Хатхор, ежегодные процессии и, кстати сказать, на празднествах в честь божественной свадьбы Хатхор и Шу идет весьма обильное возлияние алкогольных напитков. Я обращаю ваше внимание на эту деталь, которая в этом мифе, казалось бы, не играет никакой роли. Ну веселятся, ну пьют. Что в этом такого? Абсолютно ничего. Но вы увидите в дальнейшем, что эта деталь, совершенно не значимая в данном мифе (ее спокойно можно опустить при изложении), оказывается ключевой в версии другого мифа – «Истребление людей». Это достаточно большой миф, целиком я излагать его не буду. Его легко найти в книге «Мифы Древнего Египта». Нас только интересует эпизод, непосредственно связанный с истреблением людей. Верховный бог Ра состарился, люди перестали ему повиноваться. Он обиделся на них. Сначала просто удалился, а затем насылает на них свою дочь Тефнут-Сахмет в обличии львицы (тут уже без вариантов), которая начинает людей пожирать. Спустя какое-то время уничтожение людей принимает такие масштабы, что Ра ужасается и пытается свою яростную дочь остановить. Но она так увлеклась, что остановить ее не представляется возможным. Тогда Ра приказывает принести красный минерал, смешать его с пивом (египтяне пили пиво), вылить на поля. Богиня увидит это, примет за кровь и в прямом смысле слова налакается. Что и происходит. После того, как налакалась, заснула. Когда проснулась, ее ярость унялась, и требованию отца прекратить истребление людей она подчинилась. Казалось бы, два этих мифа совершенно не схожи. Однако в обоих случаях речь идет о том, что богиня Тефнут в разных ипостасях является оком своего отца — бога Ра. Ее удаление в обоих случаях вольно или невольно является причиной гибели огромного количества людей. И там, и там — необходимо ее вернуть. В обоих случаях действует Тот. Ее возвращение прямо или косвенно оказывается связанным с обильным употреблением алкогольных напитков. Потому я и упомянула то «веселье» при возвращении Сахмет. На первый взгляд, там — незначащая деталь, здесь — сюжетообразующий элемент. И, безусловно, мы имеем в образе Тефнут-Хатхор еще не миф о воскрешающем и умирающем боге. Никакие боги у нас здесь не умирают и не воскресают. У нас есть не бог, а зверь, который физически («ножками») уходит в страну мертвых и потом оттуда возвращается. Перед нами архаичная форма того, что потом превратится в распространеннейший в Средиземноморье миф об умирающем и воскрешающем боге. Здесь это зверь, который уходит в страну мертвых, и это приводит к гибели людей; затем из мертвого царства возвращается — и это возвращает людей к жизни.

В дополнению ко вчерашнему рассказу о Хатхор и сегодняшнему о Сехмет, хотелось бы поподробнее остановиться на их связи и рассказать о мифе, в котором древнеегипетская богиня любви Хатхор, вдруг превращается в безжалостную и воинственную Сехмет.

Хатор, как и большинству богов Египта, многолика. В далекой древности она была преимущественно богиней неба, изображая женщину с головой коровы, между рогов которой помещался солнечный диск. Таков был вариант мифа о небесной корове, рождающей Солнце. Но ее называли также дочерью Ра. А как свидетельствует ее имя, она была женой Хора (Гора). В то же время она почиталась порой как Око Гора, или Око Ра. В качестве Ока Ра она отождествлялась с Тефнут, богиней влаги (утреннее Око Ра, приносящее росу?), с Сехмет - богиней войны и палящего Солнца (жаркое полуденное Око Ра?). В таком случае можно предположить, что Хатор была вечерним Оком Ра (подобное триединство божеств достаточно распространено в египетской мифологии).

Чаще всего Хатор (подобно двум другим ее образам) почиталась в виде женщины с львиной головой. Пожалуй, именно в таком виде она истребляла людей… Впрочем, об этом имеет смысл рассказать подробно.

В одном из древних мифов о состарившемся одряхлевшем Ра, против которого люди замыслили недоброе, боги посоветовали своему владыке: «Да пойдет Око твое и да поразит оно для тебя замышляющих злое… и да сойдет оно в образе Хатор».

И пошла богиня, и поразила она людей в пустыне. Сказало величество бога этого: «Иди в мире, Хатор, ибо ты сделала то [для чего я послал тебя]».

Сказала богиня эта: «Жив ты, победила я людей, и сладостно это для сердца моего».

Сказал его величество Ра: «Могуч я». И возникло имя Сехмет». Сделаем отступление. Вера в магическую силу слова в данном случае соединяется с игрой слов: «сехмет» означает «могучий». Так не только материализуется, но уже само звучание, невольный каламбур чудесным образом реализуется. И то, что сказал Ра о себе, становится качеством и именем богини: Хатор Сехмет.

Слово сказано, и богиня, почувствовав свою необычайную силу, принялась убивать людей. Однако Ра уже удовлетворился местью, и в душе его проснулась жалость к людям. Он приказал принести ему побольше красного камня «диди» (охры?), а также приготовить побольше пива. Растертый красный камень бросили в пиво, и оно стало подобным крови.

Было приготовлено 7000 сосудов с пивом. осмотрел на них его величество Ра и сказал: «О как прекрасны они. Я спасу ими людей».

Сказал Ра: «Отнесите их в место, где она хочет убить там людей».

Его величество царь Верхнего и Нижнего Египта Ра поднялся рано в красотах ночи, чтоб дать вылить жидкость этих сосудов.

И были полны поля влагой до четырех мер (в высоту)…

Утром пришла эта богиня и нашла все залитым. И было лицо ее радостным там. И пила она, и сладостно было это сердцу ее. И пошла она пьяная и не узнала людей.

И сказал Ра богине этой:

«Иди в мире, о богиня могучая».

Таков миф. Он наводит на размышления. В бытовом плане мы узнаём, что богиня не просто любила пиво, но и упивалась допьяна, да так, что переставала узнавать людей. Ясно, что подобные случаи происходили не только с богинями или богами, но и с людьми.

Более того, пьянство, судя по всему, не считалось чем то постыдным. Ведь пьяные египтяне и египтянки, согласно свидетельству данного мифа (его связь с действительностью вряд ли можно отрицать), становились добрее и забывали даже о своих злых замыслах. Во всяком случае, хочется верить, что было именно так.

Есть у мифа и естественнонаучный аспект. В нем говорится - в аллегорической форме - о крупном наводнении в долине Нила. Мифы о потопах вообще очень характерны для самых разных племен и народов, обитающих в Евразии, Америке, Австралии. Наименее распространены они в Африке. В тех регионах, где наводнения были особенно сильны, например в Двуречье, возникали предания о всемирном потопе (одно из них вошло в Библию).

Основная область водного питания Нила лежит в экваториальной зоне, где распространены тропические леса, саванны и озера. Это обеспечивает реке относительную стабильность и сравнительно небольшие, верней некатастрофические, наводнения в период дождей. Как мы знаем, подобные регулярные разливы являются залогом плодородия полей. О каком же тогда потопе, особенно сильном, да еще с красной водой, может идти речь?

Об этом нетрудно догадаться. Дело в том, что южная половина Белого Нила - основного водного потока - расположена в зоне широкого распространения красноземов. Пять шесть тысячелетий назад на месте нынешних пустынь и полупустынь этого района находились саванны, а на месте нынешних саванн - леса. Охотники, а затем скотоводы кочевники и первые земледельцы стали активно выжигать и вырубать леса и примитивными способами обрабатывать почву. В результате началась эрозия земель. Во время сильных дождей красные почвы размывались и в огромном количестве поступали главным образом в Белый Нил от его левых притоков, большинство из которых позже превратились в сухие долины.

Это явление и наблюдали древние египтяне, сочинив по такому случаю историю с окраской пива в красный цвет и мощном наводнении. Возможно даже, что легенда возникла не сразу, а в первое время люди передавали сведения о сильных наводнениях с необычной красноватой водой. Постепенно подобные явления случались все реже и, наконец, прекратились вовсе: пустыни и полупустыни взяли свое, притоки Нила стали маловодными. Расширение опустыненных земель в Сахаре привело к тому, что в этом регионе климат стал значительно суше. Теперь уже «красные разливы» Нила остались только в преданиях.

Изменилось к тому времени и отношение к богине Хатор. Если когда то катастрофические нильские «потопы» приносили бедствия жителям долины, то нормальные периодические наводнения оставались благом. Хатор превратилась в покровительницу деревьев (она принимала образ финиковой пальмы, сикоморы) и дарующую плодородие богиню любви, музыки и пляски, веселья (как видим, не только на Руси веселье было связано и с питием).

Важную роль играла Хатор и в царстве мертвых, встречая души умерших и одаряя их животворной влагой. Ее атрибутом был музыкальный инструмент, изображения которого из сердолика, красного камня или фаянса носили как амулет, приносящий удачу.

В конце Нового царства Хатор стали отождествлять с Исидой, а древние греки - с Афродитой.

У солнечного бога Ра была любимая дочь - богиня Тефнут. В разных обличьях представала Тефнут в природе и перед людьми. Ее почитали как Сохмет - грозную богиню войны, а в другом случае ее звали Хатор или Хатхор, и она представала богиней пляски и веселья. Много разных легенд рассказывали об этой богине, и часто говорилось о том, как она побеждает чудовищ - врагов отца-Солнца, либо наказывает людей за неповиновение божественному царю. В облике божественного Ока - Уджат - она следит за проявлением в мире добра и зла, за тем, чтобы все шло, подчиняясь божественному предначертанию и закону.

Счастливо жили люди во время золотого века. Бог воздуха Шу собирал дождевые тучи, богиня влаги Тефнут поливала пашни, щедрый Хапи - бог Нила удобрял поля, а великий Ра согревал землю своими лучами. Всем казалось, что жизнь всегда будет такой радостной и сытой. Откуда было людям знать, что уже в недалеком будущем на них обрушатся величайшие бедствия - засуха и мор.

А причиной этому послужила ссора, неожиданно вспыхнувшая между Тефнут и Ра.

В то время солнечный бог Ра еще жил на земле и был царем Египта. Тефнут жила вместе с отцом. Была Тефнут своенравной и гордой богиней.

Любила гордая богиня дождя принимать от людей жертвенные дары и слушать хвалебные песнопения. Но вдруг однажды на холме Бен-Бен, в храме солнца, зазвучала громкая музыка. Это земледельцы благодарили лучезарного бога Ра за свет и тепло, которое он дарит Черной Земле.

Помрачнело лицо Тефнут. Ей показалось, что египтяне гораздо больше почестей воздают солнечному богу.

Как же так! - солнце иссушает почву, и, если б не мои дожди, ни одно зерно, брошенное под соху, не проросло бы.

Ты не права, - возразил ей бог солнца Ра, услышав ее слова. Посмотри на землю: по всей реке люди построили плотины и оросительные каналы. Они сами питают поля водой, даже если нет дождя. Но что бы они делали без моих лучей?

Так сказал Ра, и обиделась богиня:

Если мои дожди никому не нужны, я навсегда покину землю Та-Кемет!

И вот обратилась Тефнут в львицу и ушла от Ра в Нубию, в далекую страну Бугем.

В образе львицы бродила она по пустыне, в ярости убивала людей, и кровь ее жертв наполнила все ущелья. Из глаз ее извергалось пламя, дыхание ее пасти было как огонь, и сердце ее пылало от гнева. Никогда не покидала она пустыни и уже совсем забыла Египет, родину своего отца Ра.

Солнце между тем палило все сильней, и вскоре сухая жара сделалась совсем невыносимой. Густой слой пыли покрыл сады, огороды, крыши домов. Плодовые деревья ссохлись и стали теперь словно мумии со скрюченными руками-сучьями.

Пожелал Ра вернуть Тефнут из Нубии, чтобы снова иметь ее близ себя. Тосковал Ра без дивного Ока своего. Тефнут была любимой дочерью Ра, и при виде ее сердце его охватывала радость.

Долго думал Pa, кого послать за дочерью в Нубию и наконец выбор его пал на бога мудрости и письма Тота.

Тот славился своей хитростью и ловкостью, и мог он волшебными словами помочь привести Тефнут в Египет. А без колдовства и без помощи волшебных сил нельзя было укротить грозную богиню.

Принялся бог за дело. Обратился Тот в павиана и отправился в Нубию на поиски богини. Он пересек воды Кенем и нашел Тефнут, которая охотилась в пустыне на юге в дальней стране Бугем.

Недружелюбно встретила львица бога. Она подняла хвост и свирепо зарычала на павиана. Прекрасна и грозна была в своем гневе богиня. Шерсть ее блестела и переливалась на солнце.

Здравствуй, могучая львица! Ра и все боги пребывают в великой печали, ибо ты покинула Та-Кемет. Выслушай же мой совет: не держи в сердце гнева, забудь свою обиду и вернись домой…

Убирайся прочь, ничтожный павиан! - зарычала Тефнут. - Я не желаю тебя слушать. Уходи, или я растерзаю тебя в клочья!

Понял Тот, что против ярости богини все разумные доводы бесполезны. «Кто очень силен, часто бывает очень глуп, - подумал он про себя. - А глупый охотно принимает любую льстивую ложь!.. Есть у меня хитрость и ум против твоих острых клыков и когтей…»

Не трогай меня, о львица! - произнес он вкрадчиво. - Я знаю, что ты самая могущественная из богинь!.. Но объясни мне: почему ты, такая сильная, боишься меня - маленькую слабую обезьянку? Почему ты испугалась? Я не понимаю этого.

Я?!. Тебя?!. Боюсь?.. - удивилась львица.

Но, богиня, рассуди сама! Если попадает в дом человека скорпион, человек сразу спешит убить его. Потому что, хотя человек и сильней скорпиона, он все-таки боится его: боится, что скорпион его ужалит… Или змея: она боится, что ей причинят зло, и нападает на всех, кто подойдет близко, даже на безобидных коров и лошадей. И большая корова боится маленького слепня и убивает его хвостом, едва тот сядет ей на спину… И только владыка зверей лев, - вот кто воистину могуч! - если к его логову случайно приблизится шакал или обезьяна, он даже не взглянет на них; если он дремлет, то даже не подумает проснуться, услышав шум. Потому что он не знает страха. Ему не нужно убивать, чтобы доказать свое могущество. Убивает только тот, кто не уверен в своей силе и потому боится.

И стыдно стало Тефнут, когда услышала она слова павиана.

Знай же: я не боюсь тебя, слабая обезьяна! Клянусь, я не трону тебя, потому что я - самая могущественная из богинь, и ты нисколько мне не страшен!

Поднял Тот кверху лапы и начал уговаривать ее отправиться с ним в Египет. Он говорил о красоте страны ее отцов, о прекрасном Ниле, дающем радость, обо всех чудесах «та мери» - «возлюбленной земли» (так называли египтяне свою страну).

Вместо бесплодной пустыни, где ты обитаешь, - говорил Тот, - ты попадешь в страну, которая благодаря тебе будет цветущей: с великой многоводной рекой, с зелеными лугами, с многолюдными городами и селениями. Для тебя построят храм, - продолжал он, - и люди будут чтить тебя. Тебе не нужно будет совершать разбойничьи набеги на зверей и людей, чтобы добыть себе еду. Ежедневно будут приносить тебе в жертву газелей и антилоп, горных козлов и дичь пустыни. Каждый день тебе будут доставлять вино, и от глотка его печаль будет уходить из твоего сердца. Никогда не прекратятся музыка, пение и пляска в твою честь.

Тефнут, поначалу не желавшая слушать Тота, была растрогана его красноречием. И вот тогда хитрый Тот предложил богине-львице чашу вина и великолепное благоухающее кушанье - убитую газель, приготовленную особым образом, так, как умели готовить только в землях Египта. Нараспев воздавал он ей похвалу.

Ради твоего прекрасного лика, ради красоты твоего тела, ради взгляда, который светится радостью, возьми кушанье, о котором я говорил… Во всем мире нет пищи лучше…

Тот, хоть и выступал в скромном облике павиана, был настоящим льстецом и знал, как обуздать своенравную богиню.

Тефнут подошла к еде и испытала то, что испытывают, вкушая прекрасную пищу. Лицо ее посветлело, взгляд стал радостным. Она обернулась к Тоту, сияя.

И стал утихать гнев богини.

«Ты победила собственное сердце.

Поистине, из всего, что существует на свете,

Ничего не любят больше родной стороны,

То есть места, где ты родился.

Когда стареет крокодил,

Где б ни случилось это,

Приходит умирать он в водоем свой,

Ведь город то его родной».

Такие стихи читал Тот богине. Он рассказал о печали Египта, оставленного своей покровительницей:

Какой мрак кругом. Твои музыканты касаются струн, но не звучат они под их пальцами, твои певцы печальны, твои возлюбленные в трауре. Стар и млад ждут твоего совета, владыки и вельможи всего мира надели траур по тебе. Хаос царит с тех пор, как ты бежала из Египта; твои праздники не отмечаются более. В твоих храмах не устраивают торжеств, мужчины печалятся, красивые женщины уже не смеются…

Возвращайся, богиня, в землю, где ждет тебя отец, а я обещаю служить тебе и защищать от всех врагов!

Как ты - маленький, беспомощный павиан, сможешь защитить меня сильную богиню? - вскричала удивленная Тефнут.

Выслушай меня, могущественная богиня. Тебе странными кажутся мои слова, но послушай, я расскажу тебе притчу о льве и мыши.

Случилось так, что однажды попалась под лапу льва мышь, с виду хилая и совсем маленькая. Лев хотел уже ее раздавить, но мышь взмолилась:

Не дави меня, господин мой! Если ты меня съешь, мною ты все равно не насытишься. Если же отпустишь, голод твой не станет сильнее. Но зато, если ты подаришь мне спасение, я тоже когда-нибудь подарю тебе жизнь. Не причиняй мне зла, я когда-нибудь спасу тебя от беды.

Лев посмеялся над мышью и сказал:

Что ты можешь сделать? Ведь нет никого на земле сильней меня, никто не может причинить мне зла!

Но мышь поклялась ему:

Клянусь, что избавлю тебя от гибели, когда придет для тебя черный день!

Лев принял это за шутку, однако подумал: «Если я съем эту мышь, сытым я и вправду не стану…» И он отпустил ее.

Прошло время, и случилось так, что один охотник, который ловил зверей в западни, выкопал яму как раз на пути льва. Лев провалился в яму и попал в руки охотника. Опутал его охотник сетью и крепко связал сухими ремнями, а сверху опутал ремнями сыромятными.

И вот связанный лев лежал и горевал. Но судьба пожелала, чтобы шутка мыши стала правдой. Захотела судьба посмеяться над надменными словами льва, сказанными когда-то, и ночью привела к нему маленькую мышку.

Сказала тут мышь льву:

Разве ты не узнаешь меня? Я та самая маленькая мышка, которой ты подарил жизнь. Я пришла, чтобы сегодня отплатить тебе тем же. Попал ты в руки человека, но я избавлю тебя от гибели. Нужно быть благодарным к тем, кто оказал тебе благодеяние.

И вот принялась мышь грызть путы льва. Она перегрызла все сухие ремни и все ремни сыромятные, которыми он был связан, и освободила его от пут. Потом мышь спряталась в гриве льва, и он в тот же час отправился с ней в горы, подальше от опасных охотников.

Подумай о маленькой мышке, самой слабой из всех жителей гор, и о льве, самом сильном из всех зверей, живущих в горах!

Даже самый сильный может быть повержен, а самый слабый придет к нему на помощь и спасет…

Такими словами окончил свой рассказ маленький павиан.

Засмеялась нубийская львица, возрадовалось сердце ее словам Тота. Лесть маленького павиана и его разумные речи подействовали на своенравную Тефнут, и обратила она лик свой к Египту.

Она уже собиралась торжественно объявить свое решение Тоту, уже открыла рот, как вдруг замерла, пораженная внезапной мыслью.

Как! - закричала она, бледнея от злости. - Я ведь поклялась не возвращаться! Я не послушалась бы даже самого Ра, если б он пришел за мной, - и вдруг какой-то маленький ничтожный павиан сломил мою непреклонную волю! Да я сейчас растерзаю эту наглую обезьяну!

Вздыбила она гриву, издала рычание, от которого содрогнулась пустыня и приготовилась к прыжку.

Маленького павиана охватил страх, ужасный страх, при виде ее силы… Съежился он и стал похожим на лягушку.

Богиня! - закричал он. - Вспомни о своей клятве! Ведь ты поклялась не причинять мне зла!

Тефнут в нерешительности застыла.

Хорошо, павиан, - прорычала она после некоторого раздумья. - Очень жаль, но мне придется сдержать свое обещание. Однако не смей думать, что ты взял надо мною верх! Это не ты заставил вернуться меня в долину Нила. Я сама решила так!

О да, великая богиня! - подтвердил Тот. - Разве может быть иначе? Разве кто имеет власть над такой могучей богиней как ты? Ты решила вернуться на родину, и я восхищаюсь твоей мудростью! Я пойду впереди и буду развлекать тебя песнями и плясками.

Он взял в руки лютню и шел перед ней, танцуя, чтобы она с весельем явилась перед Ра.

Так достигли они границы Египта.

Не как дикая львица, а как кроткая газель пришла из пустыни богиня Тефнут и увидела красоту страны, о которой ей рассказывал Тот.

Быстро распространилась по всему Египту весть о приходе Тефнут.

Красивые девушки с цветами в распущенных волосах, с тамбуринами и систрами в руках вышли встречать радостное шествие. Жрецы играли на арфах и флейтах, они несли на плечах богатые жертвы; вино и гирлянды цветов подносили они богине; ее умастили благоухающим маслом и надели ей венок на голову.

Она омыла свое тело в озере Священного острова. И тогда превратилась львица в прекрасную юную деву Хатхор-Тефнут с сияющими глазами, с веселым лицом, с черными волосами, в деву с гордой осанкой, блистающую красотой.

Ра, узнав о возвращении дочери, пустился в пляс, и сердце его возрадовалось необычайно. Он почувствовал себя словно заново родившимся.

Увидел ее отец Ра, радостно заключил дочь в объятия и воскликнул: «Наконец-то ты пришла, и я обнимаю тебя, царица женщин, дочь моя любимая!»

В городе Филе, в первом месте, где остановилась богиня, был построен храм около святилища Исиды.

Отсюда процессия на судах поплыла вниз по Нилу. Девять дней длилось путешествие. И в каждом городе повторялась торжественная и радостная встреча богини - дочери Ра. Женщины пели и плясали, и вся страна ликовала и праздновала.

С приходом Тефнут кончилась засуха в Та-Кемет. Пошли дожди, и Нил разлился, напоив и удобрив иссохшую землю полей.

С тех времен египтяне связывали окончание сухого периода года и разливы Нила с возвращением Тефнут на родину и отмечали особо эти дни. В храмах богини разыгрывали целые священные представления-мистерии, в которых каждый раз снова изображался уход и возвращение Тефнут.

Тефнут была богиней добра и зла. Она могла смеяться от души, и сердце ее было сладостным. В это время она выступала в облике Хатхор - юной и прекрасной девы, богини музыки и танцев. Но могла она стать и гневной, как разъяренная львица, глаза ее могли наливаться кровью от гнева, извергая пламя на виновных, тогда ее называли Сохмет, отождествляя с грозной богиней мести. Тефнут-Сохмет - царица женщин и владычица злых духов, она украшала себя гирляндами цветов и красилась кровью своих жертв. Когда Тефнут-Хатхор утомляли пляски и музыка, влекло ее вновь в пустыню, и грозно рычала она в горах, и все дрожало от страха перед нею.

Художники изображали Тефнут-Сохмет в образе стройной женщины с головой львицы. На голове у нее диадема - круг со змеей. Это символ божественного Ока - Уджат.