Факторы влияющие на развитие социально бытовых интересов. Материально-вещественная среда обитания человека

Тема:Быт и бытовые отношения

Цели и задачи: 1) познакомить с социально-бытовыми интересами человека, их классификацией, показать, какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально-бытовых интересов, определить сущность и природу культуры бытовых отношений, исследовать степень влияния урбанизации на быт; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные

и проблемные задачи, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблеме быта.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-исследование.

Хо д уроко в

I. Организационный момент

Человек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Но одни из нас ощущают себя от этого несчастными, а другие - умеют справляться с подобными явлениями.

«Радость жизни, умение подняться над серостью будней и показать нам, - писала о М. Пришвине его жена, - их смысл и красоту -все это не дано от рождения, а создано нравственной волей этого

человека, его убежденностью в добре жизни».

Как же сделать быт и бытовые отношения своими друзьями, а не врагами, как превратить их в радость жизни? Об этом и пойдет речь на нашем уроке.

Тема урока: «Быт и бытовые отношения».

План уроков

4. Урбанизация и быт.

II. Изучение нового материала

1. Социально-бытовые интересы

В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения - устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми удовлетворения для своих первоочередных потребностей:

в пище;

жилище;

поддержании здоровья;

уходе за детьми;

освоении духовных благ, культуры;

общении;

отдыхе;

физическом и культурном развитии.

То есть речь идет о ценностях быта. Так ли уж важно рассматривать ценности быта? Какую роль они играют в жизни человека? Существуют разные классификации социально-бытовых интересов. Работая с пунктом 1 § 12, заполните таблицу «Социально-бытовые интересы».

Социально-бытовые интересы

Исследуя проблему удовлетворения социально-бытовых потребностей человека, ученые сделали вывод о том, что степень удовлетворенности у разных людей будет различна. Одним подавай дворец роскошный, а другие, подобно кинику Диогену, готовы жить в бочке и довольствоваться самым малым. Рассуждая об удовлетворенности социально-бытовых интересов, социологи оперируют следующими понятиями:

- Скажите, существует ли прямая взаимосвязь и взаимозависимость между уровнем жизни и образом жизни.

- Как вы считаете, какие объективные и субъективные факторы могут влиять на развитие социально-бытовых интересов?

2. Материально-вещественная среда обитания человека

- Каждого человека окружает определенная материально-вещественная среда обитания. Предположите, что может входить в ее состав. (Дом, необходимое количество одежды, необходимое количество обуви, посуда, мебель, набор бытовой техники.)

- Иногда люди становятся рабами вещей. Как вы понимаете смысл этого выражения?

- К каким последствиям может привести возникающий культ потребительства, культ вещей? Ответ аргументируйте.

Трудно спорить о том, должны мы или не должны заботиться о своем комфорте, удовольствиях. Но не забывайте об атмосфере, среде, где вы будете жить, творить, отдыхать. А вещи, их количество, расстановка - это лишь одно из средств создания этой среды.

Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения комфортных условий жизни человека. Но при этом очень важно научиться правильному поведению, формировать культуру

бытовых отношений. Рассмотрим схему:

4. Урбанизация и быт

Внимательно прочитайте пункт 4 § 12 и ответьте на следующие вопросы:

- В чем вы видите особенность жизни людей в больших городах?

- Как следует рассматривать урбанизацию?

- Проанализируйте статистику городского населения.

- Как влияет процесс урбанизации на человека?

- Как изменяется психика человека?

- Какие меры предпринимают градостроители, чтобы нейтрализовать негативные явления, связанные с урбанизацией страны?

- Что можете предложить вы?

III. Итог уроков

В Германии более ста лет действует закон, по которому дети обязаны выполнять домашние работы. Законодательство определяет круг работ: до 6 лет - только игры; 6-10 лет - помощь в мытье посуды, мелкие покупки; 10-14 лет-уборка газонов, чистка обуви; 14-16 лет - работа на приусадебном участке.

- Предположите, почему круг обязанностей детей был распределен именно таким образом.

- Как вы думаете, почему и для чего был создан такой закон? Считаете ли вы, что подобный закон должен быть принят в России? Свой ответ обоснуйте.

Домашнее задание

Выучите § 12, выполните задания.



Просмотр содержимого презентации
«Быт и бытовые отношения»


Тема урока: «Быт и бытовые отношения»

«Семья – мой дом родной. Там я живу, там мой покой, Мое пристанище и кров, Мои мечты, моя любовь.» ,


  • 1. Социально-бытовые интересы.
  • 2. Материально-вещественная среда обитания человека.
  • 4. Урбанизация и быт.

Бытовые отношения- это устойчивая система повседневных непроизводственных связей

между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей ( в пище, одежде, поддержания здоровья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ, культуры общения, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии.


  • 1. Социология
  • 2. Социальная психология
  • 3.Экономическая наука
  • 4. Этнография

Социология изучает быт на уровнях общественной организации людей

Социальная психология с точки зрения мотивов поведения

Экономика изучает экономические особенности быта

Этнография особенности традиций, обычаев



Критерий

Виды интересов

Качество потребностей

Сущность

Типы социального объединения

Территориальный признак

Демографический признак


Образ жизни -

Уровень жизни -

Используется для…..

Качество жизни -

Характеризуется…

Зависит от…..

Свидетельствует о ….

Характеризуется…

Раскрывает сущность….



  • Полноценное (восполнение энергетического баланса в зависимости от климата, возраста, пола, роста, обмена веществ, характера труда и отдыха)
  • Соотношение жиров, белков, углеводов, витаминов, минералов
  • 4-х разовое питание в определенное время (РАМН РФ)
  • Разнообразное меню, эстетика, рациональные покупки
  • сытый человек – добрый человек
  • Совместные трапезы

  • Дом – храм (для избранных)
  • Дом – это жизнь, пространство для жизни
  • Дом – гостиница
  • Дом с модной обстановкой
  • Дом – гостиничный номер (еще не выкинули, уже притащили)
  • Американцы – стерильно-автоматизированное жилище англичане – максимально удобное японцы – «эстетическая нагота»
  • Американцы – стерильно-автоматизированное жилище
  • англичане – максимально удобное
  • японцы – «эстетическая нагота»

Культура ведения домашнего хозяйства

  • Организация домашнего хозяйства (уборка, стирка, готовка, покупки)

« В супружестве хорошая организация дома не м енее важна, чем любовь» . М. Плзак

  • Разделение труда (женщина тратит на домашнюю работу 40-45 час. в неделю, мужчина – 15-20 час.)
  • Развешивание белья, глаженье, готовка = энергии металлурга - 3 калории в мин

  • Увлечения: в Англии -садоводство
  • в Германии – спорт,
  • в Болгарии – художественная самодеятельность,
  • в Японии изящный досуг –икебана, живопись,
  • В России – активный или пассивный, нехватка времени или «убить время»

В чем заключается особенность социально-бытовых интересов по сравнению с другими социальными интересами человека?

Какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально- бытовых интересов?

Что такое культура бытовых отношений?

Как урбанизация влияет на быт?


Выступая прежде всего основным пространством воспро­изводства личности, бытовая деятельность, с одной стороны, столь же непреложна по своему предназначению, как и тру­довая (ибо без удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, так же как и без труда, человек существовать не может). С другой стороны, она содержит в себе опреде­ленную свободу выбора варианта поведения, последователь­ности действий, что является характеристикой преимущест­венно досуговой деятельности. Следовательно, бытовая деятельность оказывается, по сути, промежуточной меж­ду трудом и досугом.

Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения наиболее комфортных условий жизни человека; удовлетворения его нужд и желаний; создания теплого и дружеского климата. Обратим внимание и на то, что в бы-


Ту необходимо учиться правильному поведению, формиро­вать культуру бытовых отношений.

Под культурой бытовых отношений традиционно пони­мают правила и нормы поведения людей в непроизводст­венной материальной и социальной сферах жизни. Можно выделить ряд составляющих: культура питания; культура обустройства и организации жилого помещения; культура ведения домашнего хозяйства; культура организации лично­го (семейного) досуга.

Культура питания прежде всего предполагает рацио­нальное питание, удовлетворяет все энергетические потреб­ности организма. Она строится с учетом пола, возраста, тя­жести труда, климатических условий, национальных и индивидуальных особенностей каждого человека. Что же со­ставляет культуру питания? Умеренность в еде и разнообра­зие пищи, сбалансированный рацион, экономический расчет в покупке продуктов питания и соблюдение режима пита­ния.

К числу самых сложных и трудоемких видов деятельно­сти человека относится домашняя работа. Если работа по специальности требует определенного круга знаний и уме­ний, то домашние дела требуют от человека самых разнооб­разных способностей и навыков. Здесь приходится быть по­варом и уборщицей, художником и портнихой, экономистом и прачкой, педагогом, слесарем, садовником и т. п.

Культура ведения домашнего хозяйства складывалась веками. Традиционно у семейного очага стояла женщина. В современных условиях структура и характер домашнего труда во многом определяются количественным составом се­мьи, числом детей, наличием пенсионеров и больных, воз­растом всех членов семьи, профессиональной занятостью, уровнем денежных и натуральных доходов, семейным мик­роклиматом, жизненными ориентирами и установками, раз­мером жилой площади, уровнем обеспеченности бытовой техникой, состоянием гардероба, уровнем бытовых удобств, спросом на товары и их предложением и т. д.

Для разумного ведения домашнего хозяйства необходимо умело распределять обязанности и виды работ между члена­ми семьи. Даже если разделение труда не приведет к сокра­щению времени работ, то обязательно уменьшит нагрузку. Распределять работы лучше с учетом способностей, здоро­вья, опыта каждого члена семьи.

Необходимо с самого раннего возраста приучать детей к труду. Вначале это работа, связанная с самообслуживанием: собрать игрушки, убрать свою кровать, помыть за собой по­суду. С течением времени работы и обязанности усложняют­ся, расширяются и видоизменяются. На детей обязательно должна приходиться часть хозяйственной нагрузки. Рус-


Ский писатель К. М. Симонов (1915-1979) в автобиографии описывал разделение труда в его родительском доме. Он с 6-7 лет вытирал пыль, мыл полы, помогал матери мыть посуду, чистил картофель, следил за керосинкой, покупал для семьи хлеб и мясо. Никто и никогда не застилал за ним кровать и не помогал одеваться.

УРБАНИЗАЦИЯ И БЫТ

В больших городах множество людей живет в непосред­ственной близости, оставаясь в большинстве своем незнако­мыми друг с другом. Обезличенность многих повседневных контактов в современных городах стала фактом социальной жизни всего современного общества. Те или иные аспекты городского образа жизни характеризуют социальную жизнь современного общества в целом, а не только тех, кто живет в больших городах.

Урбанизацию следует рассматривать как неоднозначный процесс, в ходе которого происходят многоуровневые, мно­гоаспектные изменения социального, экономического, куль­турного плана. Урбанизация страны характеризуется не только и не столько ростом размеров и численности городов, увеличением числа проживающего в них населения, но прежде всего формированием и все более широким распро­странением городского образа жизни, городской культуры в собственном смысле этого слова.

Подавляющее большинство российских горожан - это выходцы из села в первом или во втором поколении. Доля горожан в третьем поколении, по примерным оценкам, меньше 20%. А потомков дореволюционных горожан еще меньше, например, в Москве - около 3%. Эти горожане бы­ли буквально растворены огромным притоком сельских ми­грантов. В малых городах, где проживает более 15% горо­жан, образ жизни населения остается до сих пор близким к сельскому, немалая часть жителей имеет достаточно разви­тое подсобное хозяйство.

Жизнь в мегаполисах изменяет человека, его восприятие природы и психику. Процесс урбанизации обусловил разру­шение ранее устойчивых традиционных социальных связей и традиционных регулятивных институтов. Это вызывает социально значимые негативные последствия и может ока­заться опасным для будущего человечества. Скученность на­селения, безликость городской среды, отсутствие должного социального контроля усугубляются такими факторами, как жилищная проблема, распространение массовой культуры, увеличение количества неблагополучных семей, причаст­ность молодежи к различным формам отклоняющегося по­ведения, рост преступности. Все заметнее проявляются от­чуждение людей, рост одиночества, отсутствие милосердия.


Отсюда вытекают многие современные требования созда­ния благоприятной жизненной среды, подразумевающие: планирование жилой застройки; планирование и размеще­ние промышленных предприятий; доступность природной зоны и легкость контактов с ней; совершенствование форм и методов организации досуга; просветительскую и оздоро­вительную работу; самое главное - управление городом должно осуществляться сильной, компетентной властью.

Для создания благоприятной жизненной среды определя­ющими являются социальное настроение, самочувствие, удовлетворенность людей местом жительства, возможность реализовать материальные и духовные потребности. Практи­ка развития городов все больше подтверждает тот факт, что социальные проблемы можно решить только на основе уче­та интересов населения.

ШШ Основные понятия: быт, социально-бытовые интересы, материально-вещественная среда обитания человека, культу­ра бытовых отношений.

1111 Термины: типы социального объединения и общения, ин­терьер, домашняя работа, домашнее хозяйство, рациональ­ное питание, досуг, урбанизация.

Проверьте себя

1) Раскройте содержание понятия «быт». 2) В чем заклю­чается особенность социально-бытовых интересов по сравне­нию с другими социальными интересами человека? 3) По каким основаниям классифицируют социально-бытовые от­ношения? Какие типы выделяют на основе каждого из них? 4) Какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально-бытовых интересов? 5) Каковы основ­ные составляющие материально-вещественной среды обита­ния человека? 6) Что такое культура бытовых отношений? 7) Как урбанизация влияет на быт?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Сформулируйте несколько правил, в соответствии с ко­
торыми современный человек сможет рационально органи­
зовать материально-вещественную среду своего обитания.

2. Однажды один из американских банков предложил
своим вкладчикам-мужчинам подсчитать, сколько денег
экономят их жены для семьи, ведя домашнее хозяйство.
Выяснилось, что если платить за все, что они делают в ка­
честве прачек, уборщиц, нянь, кухарок, то, по самым
скромным расценкам, получилась бы более весомая сумма,
чем жалованье их мужей. Используя приведенный пример
и привлекая личный социальный опыт, сделайте несколько
выводов о значении домашнего труда.


3. В Германии более ста лет действует закон, по которо­
му дети обязаны выполнять домашние работы. Законода­
тельство определяет круг работ: до 6 лет - только игры; 6-
10 лет - помощь в мытье посуды, мелкие покупки; 10-
14 лет - уборка газонов, чистка обуви; 14-16 лет - работа
на приусадебном участке. Предположите: почему круг обя­
занностей детей был распределен именно таким образом?
Как вы думаете, почему и для чего был создан такой закон?
Считаете ли вы, что подобный закон должен быть принят в
России? Свой ответ поясните.

4. Прокомментируйте следующую информацию: немецкая
семья тратит в неделю только на уборку помещений 12,1 ча­
са. Это столько, сколько наши специалисты запланировали
на ведение всех видов домашнего хозяйства в неделю.

5. В Москве в 60-е гг. XX в. по замыслу энтузиастов был
построен Дом нового быта (ДНБ). Его создатели искренне ве­
рили, что он послужит образцом новых бытовых условий,
раскрепощающих семью от «домашнего рабства». Архитек­
торы разместили в доме столовую, кафе, кафетерий, отдел
кулинарии, прачечную, парикмахерскую, клуб. В квартирах
не были предусмотрены кухни, был сделан небольшой заку­
ток для маленькой плиты «на всякий случай». Предполага­
лось, что семья не будет тратить время и силы на домаш­
нее приготовление пищи.

Выскажите свое мнение по поводу идеи исчезновения ин­дивидуального домашнего хозяйства. Как вы думаете, чем закончилась история ДНБ? Свои предположения обоснуйте.

6. В 1972 г. на XII Международном семинаре по пробле­
мам семьи группа социологов заявила, что современные тен­
денции развития семьи связаны не с равномерным распре­
делением домашних обязанностей между членами семьи, а
с полным уничтожением домашнего хозяйства как социаль­
ного института.

В то же время современные процессы, происходящие в семье, показывают, что тенденция к индивидуализации се­мейного быта не ослабевает, а усиливается. Занятие домаш­ним хозяйством постоянно эволюционирует в сторону боль­шей рационализации, технической оснащенности. Ведение домашнего хозяйства в цивилизованных формах позволит обеспечить индивидуальные основы быта, сохранить непо­вторимость домашнего очага, его уникальность. При благо­приятных условиях некоторые виды домашнего труда будут развиваться. Как вы думаете, почему не оправдались ожи­дания социологов?

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент статьи современной российской писательницы Ларисы Кузнецовой «Тепло домашних пирогов».


Кухня, отнимающая у женщины время, многое дарит се­мье в целом. Домашний обед, устроенный в воскресенье, со­бирает за столом все семейство, на тарелках лежат всякие вкусности, дети принаряжены, а папа с мамой довольны. Застольная беседа не заменит никаких других бесед. За сто­лом мы не только учим детей, как держать вилку и ножик, но и как держать себя вообще. Ритуал воскресного обеда вы­растает в серьезную педагогическую акцию и в повод для семейной консолидации...

Мы теперь все профессионалы. Интеллектуалы. По зако­нам какой-то странной иронии налаженность нашего быта порою ставится чуть ли не в обратную зависимость от вы­соты интеллекта. Теперь многие знают, что такое киберне­тика, синхрофазотрон, сверхзвуковые скорости. А вот что молочный суп не надо варить под плотно закрытой крыш­кой, как затеять пироги, испечь блины, чаще знают те, кто в кибернетике как раз плохо разбирается. Наверняка такой крен в сторону интеллекта и профессионализации оправдан требованиями момента и лежит, как говорят, в русле века... Отвращение к домашнему труду, это уж точно, может отра­вить жизнь, если человек этого труда не терпит, а избавить­ся от него не может. Поэтому осмелюсь высказать мысль, что огорчения и трудности в нашей бытовой суете возника­ют не только по объективным, но и по субъективным при­чинам, а также из-за многих неясностей, сомнений и даже теоретических недоговоренностей по поводу того, как же и с какой стороны смотреть на быт.

Многое в нашей домашней суете постепенно заменяется общественной услугой, но многое и остается - по причинам самым разнообразным. Очевидно, так и будет, пока жива се­мья. Не будем лишний раз твердить: быт - это, знаете ли, ужасно! Это так засасывает! Засасывает плохо организован­ный и плохо продуманный быт, где нет и намека на взаи­мопомощь и кооперацию усилий взрослых и подрастающих членов семьи, где женщина превращена в прислугу. К тому же неумехи и распустехи того и другого пола состоят в боль­шем бытовом рабстве, чем расторопные толковые люди, у которых руки на все годятся.

Кузнецова Л, Тепло домашних пирогов // Будь счастлив. -

М., 1990.- С. 272-273.

Ив Вопросы и задания к источнику. 1) Как, по мысли автора, свя­заны высота интеллекта и налаженность быта? 2) Автор пишет, что «огорчения и трудности в нашей бытовой суете возникают не толь­ко по объективным, но и по субъективным причинам». Приведите несколько примеров, иллюстрирующих эти слова автора. 3) Опира­ясь на текст источника и параграфа, укажите, каким требованиям должен соответствовать быт современного человека.


§ 13. Молодежь в современном обществе

Вспомните:

чем характеризуется индивидуальное общество? Каковы основные социально-демографические группы в совре­менном обществе? Какие группы называют неформаль­ными?

Осознание юности как особого этапа в жизни человека, а молодежи как отдельной социальной группы произошло по историческим меркам сравнительно недавно. В традицион­ном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние.

На протяжении многих веков опыт, накопленный стар­шими поколениями, передавался молодежи путем включе­ния ее непосредственно в трудовую деятельность, которая начиналась очень рано. В крестьянских семьях детям уже с пятилетнего возраста поручалась посильная работа. Млад­шие в семье учились не столько «говоря и слушая», сколь­ко участвуя. Многие стороны жизни были жестко регламен­тированы, и даже в молодые годы оставалось мало простора для независимых и самостоятельных действий. Так, еще в XIX в. выбор супруга не был личным делом, касавшимся только молодых людей, собравшихся вступить в брак. Под­готовка к супружеству регулировалась родственниками.

Одним из первых о юности заговорил французский фи­лософ-просветитель Ж.-Ж. Руссо. Он рассматривал ее как второе рождение человека, подчеркивая тем самым глубину и значимость происходящих на этом жизненном этапе пере­мен; в юности завершается физическое созревание человека, развиваются его интеллект и воля.

Примерно столетие назад началось научное изучение про­блем молодых. Первоначально преобладал биологический, физиологический подход. Главную причину изменений лич­ности в юношеском возрасте связывали с половым созрева­нием человека. Постепенно все большее внимание стало уде­ляться роли социальных факторов: воздействию окружаю­щей культурной среды, характеру воспитания в семье и школе, влиянию друзей. Именно социальное становление, освоение основных социальных ролей стали рассматривать как главный вектор развития личности в юношеском возрасте.

Обычно на пути взросления выделяют два этапа: подрост­ковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. В современной отечествен­ной психологии подростковым чаще всего считается возраст


11 -15 лет, а ранним юношеским-16-18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний воз­раст. Из западной психологии к нам пришел термин «ти­нейджер», охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т. е. в возрасте, обозначаемом числительными, заканчиваю­щимися на «teen» (thirteen-nineteen).

Главная > Учебник

Мир повседневности описывается многими понятиями, важное место среди них занимает понятие «образ жизни». В западной социологии под образом жизни чаще всего понимается деятельность и поведение человека вне профес-сионального труда. В отечественной социологии образ жиз-ни определяется совокупностью типичных видов жизнедея-тельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни, ее опреде-ляющими. Изучение образа жизни позволяет рассмотреть основные сферы социальной жизни с учетом причин поведе-ния людей (стиля их жизни), обусловленных укладом, уров-нем, качеством жизни. Понятие «стиль жизни» используется для характеристи-ки поведения человека в повседневной жизни, ее конкрет-ных ситуациях. Стиль жизни включает в себя регулярно воспроизводящиеся черты, манеры поведения, склонности, привычки, вкусы. Поэтому он подчеркивает в первую оче-редь социально-психологические стороны индивидуального поведения. Индивидуальные особенности стиля жизни зависят от многих объективных условий и личных качеств: знаний, опыта, способностей, убеждений, ценностных ориентации и др. Вместе с тем в каждом индивидуальном стиле жизни со-держатся специфические черты группы, к которой принад-

лежит человек, будь она профессиональная, демографичес-кая, этническая или еще какая-либо.

Широко используется и такое понятие, как «уровень жизни». Оно выражает степень удовлетворения материаль-ных и культурных потребностей людей в обеспеченности по-требительскими благами и характеризуется преимуществен-но количественными показателями. Уровень жизни свидетельствует о материальном и духов-ном потреблении личности. Хотя эта категория скорее эко-номическая, чем социологическая, тем не менее она являет-ся важным показателем образа жизни индивида. Но переоценивать связь между уровнем и образом жизни не нужно. Так, многие богатые люди ведут очень бедный в ду-ховном и нравственном плане образ жизни. В принципе чем сильнее в обществе выражена тенденция к достижению вы-сокого уровня жизни населения, тем больше предпосылок для развития полноценного образа жизни каждого чело-века. «Качество жизни» - это категория, выражающая качест-во удовлетворения материальных и культурных потребнос-тей людей (качество питания, одежды, комфортность жили-ща и др.). Если уровень жизни дает представление о количественных параметрах способа деятельности, то каче-ство жизни раскрывает ее сущностно-содержательные сторо-ны, т. е. характер и содержание труда, качество окружаю-щей среды и пр. МАТЕРИАЛЬНО-ВЕЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА К основным составляющим материально-вещественной среды обитания человека в быту в первую очередь относят жилище и предметы, обеспечивающие комфортность прожи-вания человека. В широком смысле слова дом - это место, где человек восстанавливает силы после трудового дня, общается с близ-кими и друзьями, находит уют и спокойствие; своеобразная «экологическая ниша», где человека признают и любят, предоставляют возможность укрыться от житейских бурь и получить поддержку. Ничто в обстановке не должно вызы-вать неприятных ощущений, раздражать, мешать, быть не-удобным. Не случайно при характеристике бытовых отноше-ний употребляют такое понятие, как «домашний очаг». Естественно, что основным условием превращения жили-ща в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Но она, в свою очередь, во многом зависит от не-которых объективных обстоятельств: современный дом дол-жен отвечать определенным требованиям, обеспечивающим

нормальную жизнедеятельность и возможности развития се-мьи. Безопасность, месторасположение, обеспечение всеми коммунальными услугами планируются при строительстве и часто не зависят от обитателей жилья.

Мы не всегда можем коренным образом изменить то, что задумал архитектор и построил строитель, но в наших си-лах придать своему жилищу индивидуальность, неповтори-мость, сделать его уютным и комфортабельным. Уют, на-строение, отдых, экономия времени, подчас и денежные рас-ходы во многом определяются внутренним убранством и обустройством жилища, или его интерьером (от фран. interieur - внутренний), который должен прежде всего со-ответствовать комплексу жизненных потребностей, образу жизни, интересам и вкусам человека и (или) семьи. К сожалению, сегодня многие российские семьи не име-ют возможности жить в комфортабельных жилищных усло-виях. Решение жилищно-бытовых проблем требует значи-тельных усилий как самих граждан, так и государства. Для каждого человека, каждой семьи список вещей, ко-торые нужно купить, является строго индивидуальным, ни-когда не стоит ориентироваться на других. Можно сказать, что каждый человек обязательно должен иметь необходимое количество одежды и обуви для любой погоды, посуду, ме-бель, набор бытовой техники в доме для нормального про-живания, но количество и качество этих вещей определяют-ся индивидуально. У каждого - свой уровень доходов, свои потребности и, следовательно, свои расходы. Именно по этим признакам устанавливается очередность приобретения тех или иных вещей, их необходимость в семье. Повседневно жизнь часто выдвигает на первый план ве-щественно-материальную «оболочку» ценностей, сводит к ней их духовное содержание. Таким образом, у многих лю-дей появляется культ потребительства, культ вещей, обеспе-чивающих престиж. Нередко выставки и спектакли посеща-ются не ради эстетического наслаждения, а чтобы слыть культурным человеком (и чувствовать себя таковым). Но по-нимание прекрасного нельзя купить за деньги, как нельзя быть на самом деле уважаемым и любимым, получая лишь внешние знаки внимания со стороны других людей. Подмена ценностей их вещественными носителями при-водит порой к равнодушному, пренебрежительно-насмешли-вому отношению к высшим духовным ценностям и идеалам человеческого бытия. Бывает, что и сама личность переста-ет быть ценностью и начинает рассматриваться как вещь. В итоге человек поглощается внешней средой и сам стано-вится вещью среди других вещей, рабом обстоятельств, иг-рушкой в руках неведомых сил. Он плывет по течению, де-лает то, что должен делать, потому что так принято.

Римский философ Луций Сенека (4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) писал: «Мудрец не любит богатства, но предпочитает его бедности; он не открывает перед ним своего сердца, но впу-скает в свой дом». Давайте поступать так же: не впускать вещи в свое сердце, но открывать для них двери своего до-ма. А чтобы чувствовать себя богатыми, ограничим свои же-лания.

Набор необходимых предметов изменяется в зависимости от множества факторов: достижений НТР, уровня благосо-стояния, материального развития общества. Так, например, ваша бабушка в молодости не имела представления о мик-сере для взбивания крема, а дедушка - об электродрели. Ваши родители считали эти предметы престижными, а для вас они уже обязательны. В домашний обиход прочно вхо-дят и более сложные технически и дорогие вещи: кухонный комбайн, многофункциональный пылесос, видеомагнитофон, автоматическая стиральная машина и т. п. Эти устройства и приспособления позволяют сделать наш быт более ком-фортным. Итак, при всем многообразии конкретных социально-бытовых интересов можно сказать, что они связаны с непро-изводственной материальной и социальной сферой жизни человека и направлены на создание комфортных условий для удовлетворения соответствующих потребностей челове-ка. Конечно, представление об уровне бытового комфорта во многом зависит от социального статуса человека; уровня его притязаний и достатка; материального благополучия; по-требности в конкретных благах и т. п. Но набор этих пред-метов и явлений, в общем, достаточно типичен и составля-ет материально-вещественную среду обитания человека. КУЛЬТУРА БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Выступая прежде всего основным пространством воспро-изводства личности, бытовая деятельность, с одной стороны, столь же непреложна по своему предназначению, как и тру-довая (ибо без удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, так же как и без труда, человек существовать не может). С другой стороны, она содержит в себе опреде-ленную свободу выбора варианта поведения, последователь-ности действий, что является характеристикой преимущест-венно досуговой деятельности. Следовательно, бытовая деятельность оказывается, по сути, промежуточной меж- ду трудом и досугом. Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения наиболее комфортных условий жизни человека; удовлетворения его нужд и желаний; создания теплого и дружеского климата. Обратим внимание и на то, что в бы-

ту необходимо учиться правильному поведению, формиро-вать культуру бытовых отношений.

Под культурой бытовых отношений традиционно пони- мают правила и нормы поведения людей в непроизводст- венной материальной и социальной сферах жизни. Можно выделить ряд составляющих: культура питания; культура обустройства и организации жилого помещения; культура ведения домашнего хозяйства; культура организации лично-го (семейного) досуга. Культура питания прежде всего предполагает рацио-нальное питание, удовлетворяет все энергетические потреб-ности организма. Она строится с учетом пола, возраста, тя-жести труда, климатических условий, национальных и индивидуальных особенностей каждого человека. Что же со-ставляет культуру питания? Умеренность в еде и разнообра-зие пищи, сбалансированный рацион, экономический расчет в покупке продуктов питания и соблюдение режима пита-ния. К числу самых сложных и трудоемких видов деятельно-сти человека относится домашняя работа. Если работа по специальности требует определенного круга знаний и уме-ний, то домашние дела требуют от человека самых разнооб-разных способностей и навыков. Здесь приходится быть по-варом и уборщицей, художником и портнихой, экономистом и прачкой, педагогом, слесарем, садовником и т. п. Культура ведения домашнего хозяйства складывалась веками. Традиционно у семейного очага стояла женщина. В современных условиях структура и характер домашнего труда во многом определяются количественным составом се-мьи, числом детей, наличием пенсионеров и больных, воз-растом всех членов семьи, профессиональной занятостью, уровнем денежных и натуральных доходов, семейным мик-роклиматом, жизненными ориентирами и установками, раз-мером жилой площади, уровнем обеспеченности бытовой техникой, состоянием гардероба, уровнем бытовых удобств, спросом на товары и их предложением и т. д. Для разумного ведения домашнего хозяйства необходимо умело распределять обязанности и виды работ между члена-ми семьи. Даже если разделение труда не приведет к сокра-щению времени работ, то обязательно уменьшит нагрузку. Распределять работы лучше с учетом способностей, здоро-вья, опыта каждого члена семьи. Необходимо с самого раннего возраста приучать детей к труду. Вначале это работа, связанная с самообслуживанием: собрать игрушки, убрать свою кровать, помыть за собой по-суду. С течением времени работы и обязанности усложняют-ся, расширяются и видоизменяются. На детей обязательно должна приходиться часть хозяйственной нагрузки. Рус-

ский писатель К. М. Симонов (1915-1979) в автобиографии описывал разделение труда в его родительском доме. Он с 6-7 лет вытирал пыль, мыл полы, помогал матери мыть посуду, чистил картофель, следил за керосинкой, покупал для семьи хлеб и мясо. Никто и никогда не застилал за ним кровать и не помогал одеваться.

УРБАНИЗАЦИЯ И БЫТ

В больших городах множество людей живет в непосред-ственной близости, оставаясь в большинстве своем незнако-мыми друг с другом. Обезличенность многих повседневных контактов в современных городах стала фактом социальной жизни всего современного общества. Те или иные аспекты городского образа жизни характеризуют социальную жизнь современного общества в целом, а не только тех, кто живет в больших городах. Урбанизацию следует рассматривать как неоднозначный процесс, в ходе которого происходят многоуровневые, мно-гоаспектные изменения социального, экономического, куль-турного плана. Урбанизация страны характеризуется не только и не столько ростом размеров и численности городов, увеличением числа проживающего в них населения, но прежде всего формированием и все более широким распро-странением городского образа жизни, городской культуры в собственном смысле этого слова. Подавляющее большинство российских горожан - это выходцы из села в первом или во втором поколении. Доля горожан в третьем поколении, по примерным оценкам, меньше 20%. А потомков дореволюционных горожан еще меньше, например, в Москве - около 3%. Эти горожане бы-ли буквально растворены огромным притоком сельских ми-грантов. В малых городах, где проживает более 15% горо-жан, образ жизни населения остается до сих пор близким к сельскому, немалая часть жителей имеет достаточно разви-тое подсобное хозяйство. Жизнь в мегаполисах изменяет человека, его восприятие природы и психику. Процесс урбанизации обусловил разру-шение ранее устойчивых традиционных социальных связей и традиционных регулятивных институтов. Это вызывает социально значимые негативные последствия и может ока-заться опасным для будущего человечества. Скученность на-селения, безликость городской среды, отсутствие должного социального контроля усугубляются такими факторами, как жилищная проблема, распространение массовой культуры, увеличение количества неблагополучных семей, причаст-ность молодежи к различным формам отклоняющегося по-ведения, рост преступности. Все заметнее проявляются от-чуждение людей, рост одиночества, отсутствие милосердия.

Отсюда вытекают многие современные требования созда-ния благоприятной жизненной среды, подразумевающие: планирование жилой застройки; планирование и размеще-ние промышленных предприятий; доступность природной зоны и легкость контактов с ней; совершенствование форм и методов организации досуга; просветительскую и оздоро-вительную работу; самое главное - управление городом должно осуществляться сильной, компетентной властью.

Для создания благоприятной жизненной среды определя-ющими являются социальное настроение, самочувствие, удовлетворенность людей местом жительства, возможность реализовать материальные и духовные потребности. Практи-ка развития городов все больше подтверждает тот факт, что социальные проблемы можно решить только на основе уче-та интересов населения. ШШ Основные понятия: быт, социально-бытовые интересы, материально-вещественная среда обитания человека, культу-ра бытовых отношений. 1111 Термины: типы социального объединения и общения, ин-терьер, домашняя работа, домашнее хозяйство, рациональ-ное питание, досуг, урбанизация. Проверьте себя 1) Раскройте содержание понятия «быт». 2) В чем заклю-чается особенность социально-бытовых интересов по сравне-нию с другими социальными интересами человека? 3) По каким основаниям классифицируют социально-бытовые от-ношения? Какие типы выделяют на основе каждого из них? 4) Какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально-бытовых интересов? 5) Каковы основ-ные составляющие материально-вещественной среды обита-ния человека? 6) Что такое культура бытовых отношений? 7) Как урбанизация влияет на быт? Подумайте, обсудите, сделайте 1. Сформулируйте несколько правил, в соответствии с ко-
торыми современный человек сможет рационально органи-
зовать материально-вещественную среду своего обитания. 2. Однажды один из американских банков предложил
своим вкладчикам-мужчинам подсчитать, сколько денег
экономят их жены для семьи, ведя домашнее хозяйство.
Выяснилось, что если платить за все, что они делают в ка-
честве прачек, уборщиц, нянь, кухарок, то, по самым
скромным расценкам, получилась бы более весомая сумма,
чем жалованье их мужей. Используя приведенный пример
и привлекая личный социальный опыт, сделайте несколько
выводов о значении домашнего труда. Выскажите свое мнение по поводу идеи исчезновения ин-дивидуального домашнего хозяйства. Как вы думаете, чем закончилась история ДНБ? Свои предположения обоснуйте. 6. В 1972 г. на XII Международном семинаре по пробле-
мам семьи группа социологов заявила, что современные тен-
денции развития семьи связаны не с равномерным распре-
делением домашних обязанностей между членами семьи, а
с полным уничтожением домашнего хозяйства как социаль-
ного института. В то же время современные процессы, происходящие в семье, показывают, что тенденция к индивидуализации се-мейного быта не ослабевает, а усиливается. Занятие домаш-ним хозяйством постоянно эволюционирует в сторону боль-шей рационализации, технической оснащенности. Ведение домашнего хозяйства в цивилизованных формах позволит обеспечить индивидуальные основы быта, сохранить непо-вторимость домашнего очага, его уникальность. При благо-приятных условиях некоторые виды домашнего труда будут развиваться. Как вы думаете, почему не оправдались ожи-дания социологов? Поработайте с источником Прочтите фрагмент статьи современной российской писательницы Ларисы Кузнецовой «Тепло домашних пирогов».

Кухня, отнимающая у женщины время, многое дарит се-мье в целом. Домашний обед, устроенный в воскресенье, со-бирает за столом все семейство, на тарелках лежат всякие вкусности, дети принаряжены, а папа с мамой довольны. Застольная беседа не заменит никаких других бесед. За сто-лом мы не только учим детей, как держать вилку и ножик, но и как держать себя вообще. Ритуал воскресного обеда вы-растает в серьезную педагогическую акцию и в повод для семейной консолидации...

Мы теперь все профессионалы. Интеллектуалы. По зако-нам какой-то странной иронии налаженность нашего быта порою ставится чуть ли не в обратную зависимость от вы-соты интеллекта. Теперь многие знают, что такое киберне-тика, синхрофазотрон, сверхзвуковые скорости. А вот что молочный суп не надо варить под плотно закрытой крыш-кой, как затеять пироги, испечь блины, чаще знают те, кто в кибернетике как раз плохо разбирается. Наверняка такой крен в сторону интеллекта и профессионализации оправдан требованиями момента и лежит, как говорят, в русле века... Отвращение к домашнему труду, это уж точно, может отра-вить жизнь, если человек этого труда не терпит, а избавить-ся от него не может. Поэтому осмелюсь высказать мысль, что огорчения и трудности в нашей бытовой суете возника-ют не только по объективным, но и по субъективным при-чинам, а также из-за многих неясностей, сомнений и даже теоретических недоговоренностей по поводу того, как же и с какой стороны смотреть на быт. Многое в нашей домашней суете постепенно заменяется общественной услугой, но многое и остается - по причинам самым разнообразным. Очевидно, так и будет, пока жива се-мья. Не будем лишний раз твердить: быт - это, знаете ли, ужасно! Это так засасывает! Засасывает плохо организован-ный и плохо продуманный быт, где нет и намека на взаи-мопомощь и кооперацию усилий взрослых и подрастающих членов семьи, где женщина превращена в прислугу. К тому же неумехи и распустехи того и другого пола состоят в боль-шем бытовом рабстве, чем расторопные толковые люди, у которых руки на все годятся. Кузнецова Л, Тепло домашних пирогов // Будь счастлив. -

М., 1990.- С. 272-273.

Ив Вопросы и задания к источнику. 1) Как, по мысли автора, свя-заны высота интеллекта и налаженность быта? 2) Автор пишет, что «огорчения и трудности в нашей бытовой суете возникают не толь-ко по объективным, но и по субъективным причинам». Приведите несколько примеров, иллюстрирующих эти слова автора. 3) Опира-ясь на текст источника и параграфа, укажите, каким требованиям должен соответствовать быт современного человека.

§ 13. Молодежь в современном обществе

Вспомните: чем характеризуется индивидуальное общество? Каковы основные социально-демографические группы в совре-менном обществе? Какие группы называют неформаль-ными? Осознание юности как особого этапа в жизни человека, а молодежи как отдельной социальной группы произошло по историческим меркам сравнительно недавно. В традицион-ном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние. На протяжении многих веков опыт, накопленный стар-шими поколениями, передавался молодежи путем включе-ния ее непосредственно в трудовую деятельность, которая начиналась очень рано. В крестьянских семьях детям уже с пятилетнего возраста поручалась посильная работа. Млад-шие в семье учились не столько «говоря и слушая», сколь-ко участвуя. Многие стороны жизни были жестко регламен-тированы, и даже в молодые годы оставалось мало простора для независимых и самостоятельных действий. Так, еще в XIX в. выбор супруга не был личным делом, касавшимся только молодых людей, собравшихся вступить в брак. Под-готовка к супружеству регулировалась родственниками. Одним из первых о юности заговорил французский фи-лософ-просветитель Ж.-Ж. Руссо. Он рассматривал ее как второе рождение человека, подчеркивая тем самым глубину и значимость происходящих на этом жизненном этапе пере-мен; в юности завершается физическое созревание человека, развиваются его интеллект и воля. Примерно столетие назад началось научное изучение про-блем молодых. Первоначально преобладал биологический, физиологический подход. Главную причину изменений лич-ности в юношеском возрасте связывали с половым созрева-нием человека. Постепенно все большее внимание стало уде-ляться роли социальных факторов: воздействию окружаю-щей культурной среды, характеру воспитания в семье и школе, влиянию друзей. Именно социальное становление, освоение основных социальных ролей стали рассматривать как главный вектор развития личности в юношеском возрасте.

Учебник

1. В следующем году Чехову довелось увидет…cя с Толстым очароваться им поз нее писать о нем восторже ые письма и бояться его смерти как самой страшной б ды для русской жизни и литературы (М.

  • Программа по физике Для 10 11 классов общеобразовательных учреждений

    Программа

    Программа составлена на основе программы автора Г. Я. Мякишева (см.: Программы общеобразовательных учреждений: Физика, Астрономия: 7 – 11 кл. / Сост. Ю.

    1. Раскройте содержание понятия «быт».
    2. В чем заключается особенность социально-бытовых интересов по сравнению с другими социальными интересами человека?
    3. По каким основаниям классифицируют социально-бытовые отношения? Какие типы выделяют на основе каждого из них?
    4. Какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально-бытовых интересов?
    5. Каковы основные составляющие материально-вещественной среды обитания человека?
    1. Что такое культура бытовых отношений?
    2. Как урбанизация влияет на быт?

      Подумайте, обсудите, сделайте

      1. Сформулируйте несколько правил, в соответствии с которыми современный человек сможет рационально организовать материально-вещественную среду своего обитания.

      2. Однажды один из американских банков предложил своим вкладчикам-мужчинам подсчитать, сколько денег экономят их жены для семьи, ведя домашнее хозяйство.

      Выяснилось, что если платить за все, что они делают в качестве прачек, уборщиц, нянь, кухарок, то, по самым скромным расценкам, получилась бы более весомая сумма, чем жалованье их мужей. Используя приведенный пример и привлекая личный социальный опыт, сделайте несколько выводов о значении домашнего труда.

      3. В Германии более ста лет действует закон, по которому дети обязаны выполнять домашнюю работу. Законодательство определяет круг работ: до 6 лет - только игры; 6-10 лет - помощь в мытье посуды, мелкие покупки; 10-14 лет - уборка газонов, чистка обуви; 14-16 лет - работа на приусадебном участке. Предположите, почему круг обязанностей детей был распределен именно таким образом.

      Как вы думаете, почему и для чего был создан такой закон? Считаете ли вы, что подобный закон должен быть принят в России? Свой ответ поясните.

      4. Прокомментируйте следующую информацию: немецкая семья тратит в неделю только на уборку помещений 12,1 часа. Это столько, сколько наши специалисты запланировали на ведение всех видов домашнего хозяйства в неделю.

      5. В Москве в 1960-е гг. по замыслу энтузиастов был построен Дом нового быта (ДНБ). Его создатели искренне верили, что он послужит образцом новых бытовых условий, раскрепощающих семью от «домашнего рабства». Архитекторы разместили в доме столовую, кафе, кафетерий, отдел кулинарии, прачечную, парикмахерскую, клуб.

      В квартирах не были предусмотрены кухни, был сделан небольшой закуток для маленькой плиты «на всякий случай». Предполагалось, что семья не будет тратить время и силы на домашнее приготовление пищи.

      Выскажите свое мнение по поводу идеи исчезновения индивидуального домашнего хозяйства. Как вы думаете, чем закончилась история ДНБ? Свои предположения обоснуйте.

      6. В 1972 г. на ХП Международном семинаре по проблемам семьи группа социологов заявила, что современные тенденции развития семьи связаны не с равномерным распределением рабских функций между членами семьи, а с полным уничтожением домашнего хозяйства как социального института.

      В то же время современные процессы, происходящие в семье, показывают, что тенденция к индивидуализации семейного быта не ослабевает, а усиливается. Занятие домашним хозяйством постоянно эволюционизирует в сторону большей рационализации, технической оснащенности. Ведение домашнего хозяйства в цивилизованных формах позволит обеспечить индивидуальные основы быта, сохранить неповторимость очага, его уникальность. При благоприятных условиях некоторые виды домашнего труда будут развиваться.

      Как вы думаете, почему не оправдались ожидания социологов?

      Поработайте с источником

      Прочитайте фрагмент статьи современной российской писательницы Ларисы Кузнецовой «Тепло домашних пирогов». Кухня, отнимающая у женщины время, многое дарит семье в целом. Домашний обед, устроенный в воскресенье, собирает за столом все семейство, на тарелках лежат всякие вкусности, дети принаряжены, а папа с мамой довольны. Застольная беседа не заменит никаких других бесед. За столом мы не только учим детей, как держать вилку и ножик, но и как держать себя вообще. Ритуал воскресного обеда вырастает в серьезную педагогическую акцию и в повод для семейной консолидации...

      Мы теперь все профессионалы. Интеллектуалы. По законам какой-то странной иронии налаженность нашего быта порою ставится чуть ли не в обратную зависимость от высоты интеллекта. Теперь многие знают, что такое кибернетика, синхрофазотрон, сверхзвуковые скорости. А вот что молочный суп не надо варить под плотно закрытой крышкой, как затеять пироги, испечь блины, чаще знают те, кто в кибернетике как раз плохо разбирается. Наверняка такой крен в сторону интеллекта и профессионализации оправдан требованиями момента и лежит, как говорят, в русле века... Отвращение к домашнему труду, это уж точно, может отравить жизнь, если человек этого труда не терпит, а избавиться от него не может. Поэтому осмелюсь высказать мысль, что огорчения и трудности в нашей бытовой суете возникают не только по объективным, но и по субъективным причинам, а также из-за многих неясностей, сомнений и даже теоретических недоговоренностей по поводу того, как же и с какой стороны смотреть на быт.

      Многое в нашей домашней суете постепенно заменяется общественной услугой, но многое и остается - по причинам самым разнообразным. Очевидно, так и будет, пока жива семья. Не будем лишний раз твердить: быт - это, знаете ли, ужасно! Это так засасывает! Засасывает плохо организованный и плохо продуманный быт, где нет и намека на взаимопомощь и кооперацию усилий взрослых и подрастающих членов семьи, где женщина превращена в прислугу. К тому же неумехи и распустехи того и другого пола состоят в большем бытовом рабстве, чем расторопные толковые люди, у которых руки на все годятся.

      Кузнецова Л. Тепло домашних пирогов
      / / Будь счастлив. - м.. 1 990. - с. 272 - 273.

      Вопросы и задания к источнику

      1. Как, по мысли автора, связаны высота интеллекта и налаженность быта?
      2. Автор пишет, что «огорчения и трудности в нашей бытовой суете возникают не только по объективным, но и по субъективным причинам». Приведите несколько примеров, иллюстрирующих эти слова автора.
      3. Опираясь на текст источника и параграфа, укажите, каким требованиям должен соответствовать быт современного человека.

    К основным составляющим материально-вещественной среды обитания человека в быту в первую очередь относят жилище и предметы, обеспечивающие комфортность прожи­вания человека.

    В широком смысле слова дом - это место, где человек восстанавливает силы после трудового дня, общается с близ­кими и друзьями, находит уют и спокойствие; своеобразная «экологическая ниша», где человека признают и любят, предоставляют возможность укрыться от житейских бурь и получить поддержку. Ничто в обстановке не должно вызы­вать неприятных ощущений, раздражать, мешать, быть не­удобным. Не случайно при характеристике бытовых отноше­ний употребляют такое понятие, как «домашний очаг».

    Естественно, что основным условием превращения жили­ща в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Но она, в свою очередь, во многом зависит от не­которых объективных обстоятельств: современный дом дол­жен отвечать определенным требованиям, обеспечивающим


    нормальную жизнедеятельность и возможности развития се­мьи. Безопасность, месторасположение, обеспечение всеми коммунальными услугами планируются при строительстве и часто не зависят от обитателей жилья.

    Мы не всегда можем коренным образом изменить то, что задумал архитектор и построил строитель, но в наших си­лах придать своему жилищу индивидуальность, неповтори­мость, сделать его уютным и комфортабельным. Уют, на­строение, отдых, экономия времени, подчас и денежные рас­ходы во многом определяются внутренним убранством и обустройством жилища, или его интерьером (от фран. interieur - внутренний), который должен прежде всего со­ответствовать комплексу жизненных потребностей, образу жизни, интересам и вкусам человека и (или) семьи.

    К сожалению, сегодня многие российские семьи не име­ют возможности жить в комфортабельных жилищных усло­виях. Решение жилищно-бытовых проблем требует значи­тельных усилий как самих граждан, так и государства.

    Для каждого человека, каждой семьи список вещей, ко­торые нужно купить, является строго индивидуальным, ни­когда не стоит ориентироваться на других. Можно сказать, что каждый человек обязательно должен иметь необходимое количество одежды и обуви для любой погоды, посуду, ме­бель, набор бытовой техники в доме для нормального про­живания, но количество и качество этих вещей определяют­ся индивидуально. У каждого - свой уровень доходов, свои потребности и, следовательно, свои расходы. Именно по этим признакам устанавливается очередность приобретения тех или иных вещей, их необходимость в семье.

    Повседневно жизнь часто выдвигает на первый план ве­щественно-материальную «оболочку» ценностей, сводит к ней их духовное содержание. Таким образом, у многих лю­дей появляется культ потребительства, культ вещей, обеспе­чивающих престиж. Нередко выставки и спектакли посеща­ются не ради эстетического наслаждения, а чтобы слыть культурным человеком (и чувствовать себя таковым). Но по­нимание прекрасного нельзя купить за деньги, как нельзя быть на самом деле уважаемым и любимым, получая лишь внешние знаки внимания со стороны других людей.



    Подмена ценностей их вещественными носителями при­водит порой к равнодушному, пренебрежительно-насмешли­вому отношению к высшим духовным ценностям и идеалам человеческого бытия. Бывает, что и сама личность переста­ет быть ценностью и начинает рассматриваться как вещь. В итоге человек поглощается внешней средой и сам стано­вится вещью среди других вещей, рабом обстоятельств, иг­рушкой в руках неведомых сил. Он плывет по течению, де­лает то, что должен делать, потому что так принято.


    Римский философ Луций Сенека (4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) писал: «Мудрец не любит богатства, но предпочитает его бедности; он не открывает перед ним своего сердца, но впу­скает в свой дом». Давайте поступать так же: не впускать вещи в свое сердце, но открывать для них двери своего до­ма. А чтобы чувствовать себя богатыми, ограничим свои же­лания.

    Набор необходимых предметов изменяется в зависимости от множества факторов: достижений НТР, уровня благосо­стояния, материального развития общества. Так, например, ваша бабушка в молодости не имела представления о мик­сере для взбивания крема, а дедушка - об электродрели. Ваши родители считали эти предметы престижными, а для вас они уже обязательны. В домашний обиход прочно вхо­дят и более сложные технически и дорогие вещи: кухонный комбайн, многофункциональный пылесос, видеомагнитофон, автоматическая стиральная машина и т. п. Эти устройства и приспособления позволяют сделать наш быт более ком­фортным.

    Итак, при всем многообразии конкретных социально-бытовых интересов можно сказать, что они связаны с непро­изводственной материальной и социальной сферой жизни человека и направлены на создание комфортных условий для удовлетворения соответствующих потребностей челове­ка. Конечно, представление об уровне бытового комфорта во многом зависит от социального статуса человека; уровня его притязаний и достатка; материального благополучия; по­требности в конкретных благах и т. п. Но набор этих пред­метов и явлений, в общем, достаточно типичен и составля­ет материально-вещественную среду обитания человека.