Является ли определение суда исполнительным документом. Исполнительные документы (2) - Реферат


[Закон «Об исполнительном производстве»] [Глава 2] [Статья 12]

1. Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

4.1) акты Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов;

5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением исполнительных документов, указанных в пункте 4.1 настоящей части, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;

9) исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге;

10) запрос центрального органа, назначенного в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации (далее — запрос центрального органа о розыске ребенка).

2. В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт.

3. Исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения соответствующее постановление.


1 комментарий к записи “Статья 12 Закон об Исполнительном производстве. Виды исполнительных документов”

    Статья 12. Виды исполнительных документов

    Исполнительное производство возбуждается предъявлением исполнительных документов ко взысканию. Никакие другие исполнительные документы, кроме указанных в комментируемой статье, не могут быть основанием для возбуждения исполнительного производства.

    1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами являются прежде всего исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции либо арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов, т.е. решений, определений, постановлений. Исполнительные листы выдаются судами, вынесшими соответствующее решение, например, на взыскание денежных сумм, изъятие и передачу имущества. Исполнительные листы также выдаются судами при взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

    На основании решений международного коммерческого арбитража и третейского суда, вынесенных на территории России, исполнительные листы выдаются компетентными судами в соответствии с разд. VIII Закона РФ от 07.07.1993 N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»*(14), гл. VIII Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»*(15), гл. 30 (§ 2) АПК и гл. 47 ГПК.

    Исполнительные листы на основании решений иностранных судов и арбитражей выдаются в порядке, предусмотренном международными договорами с участием Российской Федерации и процессуальным законодательством нашей страны в соответствии с гл. 31 АПК и гл. 45 ГПК (см. комментарий к ст. 11).

    Частью 5 ст. 428 ГПК и ч. 3 ст. 318 АПК установлено, что формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения утверждаются Правительством РФ.

    Согласно ст. 428 ГПК исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения. Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного постановления, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебное постановление.

    Аналогичные правила установлены для выдачи исполнительных листов арбитражными судами в ст. 318 и 319 АПК.

    Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника.

    2. Судебные приказы отнесены к числу исполнительных документов согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве. Судебные приказы выдаются в соответствии со ст. 130 ГПК и не требуют какого-либо специального подтверждения, они сами являются исполнительным документом.

    3. Нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии отнесены к числу исполнительных документов, порядок заключения и удостоверения которых определен в гл. 16 СК и Основах законодательства о нотариате.

    При этом отметим, что нотариально удостоверенная копия не является правоустанавливающим документом и в этом смысле ее использование в качестве исполнительного документа возможно в том случае, если имеется необходимость исполнения соглашения об уплате алиментов в нескольких местах. Поэтому более правильным было бы для судебного пристава-исполнителя истребовать прежде всего само нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов в качестве исполнительного документа, а при необходимости исполнения в нескольких местах — его нотариально удостоверенные копии.

    4. В соответствии со ст. 389 ТК решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения КТС в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения КТС. В случае пропуска работником названного срока по уважительным причинам КТС может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд. На основании удостоверения, выданного КТС и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав-исполнитель приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке.

    В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

    5. Акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований, указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, отнесены к числу исполнительных документов в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве.

    К их числу можно отнести требования налоговых и таможенных органов о взыскании недоимок по платежам в бюджет, сумм штрафов, пени с организаций, когда обращение взыскания на денежные средства в банках оказалось безрезультатным. Например, согласно п. 2 ст. 47 НК налоговые органы выносят постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации путем обращения взыскания на его имущество.

    6. Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях отнесены к числу исполнительных документов в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве. К таким исполнительным документам относятся постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные в соответствии с КоАП (разд. V). Например, в качестве исполнительного документа о конфискации имущества согласно ст. 32.4 КоАП судья выносит по этому поводу постановление, которое и является исполнительным документом.

    7. Постановления судебного пристава-исполнителя выносятся по целому ряду различных вопросов, например: о наложении штрафов, о взыскании суммы исполнительского сбора, расходов по исполнению. К числу исполнительных документов можно отнести те постановления, которые имеют принудительную силу, т.е. в случае отказа обязанных лиц могут быть осуществлены принудительно.

    Например, исполнительными документами являются следующие постановления судебного пристава-исполнителя:

    — о возбуждении исполнительного производства и одновременном взыскании исполнительского сбора (ч. 5 и 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве);

    — о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем (ч. 15 ст. 30 Закона об исполнительном производстве);

    — о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника (ч. 3 ст. 66 Закона об исполнительном производстве).

    Согласно ч. 2 ст. 12 Закона об исполнительном производстве в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим этот акт. Дубликат исполнительного документа выдается тем органом, который и вынес его. Дубликат имеет такую же юридическую силу, как и утраченный документ, но обязательным его реквизитом является отметка «Дубликат», которая, как правило, делается в верхнем правом углу такого документа.

    Так, при утрате подлинника исполнительного листа, выданного судом общей юрисдикции, в порядке ст. 430 ГПК суд, вынесший решение, может выдать дубликат. Заявление о выдаче дубликата должно подаваться лицом, получившим ранее исполнительный лист, т.е. взыскателем либо его правопреемником.

    Порядок выдачи дубликатов по нотариально удостоверенным соглашениям об уплате алиментов определен в Основах законодательства о нотариате. Согласно ст. 52 данных Основ в случае утраты документов, экземпляры которых хранятся в делах нотариальной конторы, по письменным заявлениям граждан, от имени и по поручению которых совершались нотариальные действия, выдаются дубликаты утраченных документов.

    Дубликат удостоверения КТС выдается той же КТС, которая и рассматривала спор. В аналогичном порядке выдаются дубликаты других исполнительных документов.

    В Законе об исполнительном производстве установлено, что исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии указанного исполнительного документа.

    Такое решение рассматриваемого вопроса обеспечивает контроль за законностью оснований исполнительного производства и действиями судебного пристава-исполнителя, поскольку подлинный исполнительный документ хранится в подразделении судебных приставов.

    Закон об исполнительном производстве не оговаривает возможности получения нескольких исполнительных документов по одному решению либо иному юридическому акту. Названные вопросы регулируются в процессуальном законодательстве.

    Согласно ст. 429 ГПК и ст. 319 АПК по каждому решению суда выдается один исполнительный лист. Однако, если решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, а также если исполнение должно быть произведено в различных местах, суд по просьбе взыскателя должен выдать несколько исполнительных листов с точным указанием места исполнения или той части решения, которая по данному листу подлежит исполнению. На основании решения или приговора суда о взыскании денежных сумм с солидарных ответчиков по просьбе взыскателя должно быть выдано несколько исполнительных листов, число которых соответствует числу солидарных ответчиков. В каждом исполнительном листе должна быть указана общая сумма взыскания и должны быть указаны все ответчики и их солидарная ответственность.

Статья 12. Виды исполнительных документов

Исполнительное производство возбуждается предъявлением исполнительных документов ко взысканию. Никакие другие исполнительные документы, кроме указанных в комментируемой статье, не могут быть основанием для возбуждения исполнительного производства.

1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами являются прежде всего исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции либо арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов, т.е. решений, определений, постановлений. Исполнительные листы выдаются судами, вынесшими соответствующее решение, например, на взыскание денежных сумм, изъятие и передачу имущества. Исполнительные листы также выдаются судами при взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

На основании решений международного коммерческого арбитража и третейского суда, вынесенных на территории России, исполнительные листы выдаются компетентными судами в соответствии с разд. VIII Закона РФ от 07.07.1993 N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже"*(14), гл. VIII Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"*(15), гл. 30 (§ 2) АПК и гл. 47 ГПК.

Исполнительные листы на основании решений иностранных судов и арбитражей выдаются в порядке, предусмотренном международными договорами с участием Российской Федерации и процессуальным законодательством нашей страны в соответствии с гл. 31 АПК и гл. 45 ГПК (см. комментарий к ст. 11).

Частью 5 ст. 428 ГПК и ч. 3 ст. 318 АПК установлено, что формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения утверждаются Правительством РФ.

Согласно ст. 428 ГПК исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения. Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного постановления, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебное постановление.

Аналогичные правила установлены для выдачи исполнительных листов арбитражными судами в ст. 318 и 319 АПК.

Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника.

2. Судебные приказы отнесены к числу исполнительных документов согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве. Судебные приказы выдаются в соответствии со ст. 130 ГПК и не требуют какого-либо специального подтверждения, они сами являются исполнительным документом.

3. Нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии отнесены к числу исполнительных документов, порядок заключения и удостоверения которых определен в гл. 16 СК и Основах законодательства о нотариате.

При этом отметим, что нотариально удостоверенная копия не является правоустанавливающим документом и в этом смысле ее использование в качестве исполнительного документа возможно в том случае, если имеется необходимость исполнения соглашения об уплате алиментов в нескольких местах. Поэтому более правильным было бы для судебного пристава-исполнителя истребовать прежде всего само нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов в качестве исполнительного документа, а при необходимости исполнения в нескольких местах - его нотариально удостоверенные копии.

4. В соответствии со ст. 389 ТК решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения КТС в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения КТС. В случае пропуска работником названного срока по уважительным причинам КТС может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд. На основании удостоверения, выданного КТС и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав-исполнитель приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

5. Акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований, указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, отнесены к числу исполнительных документов в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве.

К их числу можно отнести требования налоговых и таможенных органов о взыскании недоимок по платежам в бюджет, сумм штрафов, пени с организаций, когда обращение взыскания на денежные средства в банках оказалось безрезультатным. Например, согласно п. 2 ст. 47 НК налоговые органы выносят постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации путем обращения взыскания на его имущество.

6. Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях отнесены к числу исполнительных документов в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве. К таким исполнительным документам относятся постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные в соответствии с КоАП (разд. V). Например, в качестве исполнительного документа о конфискации имущества согласно ст. 32.4 КоАП судья выносит по этому поводу постановление, которое и является исполнительным документом.

7. Постановления судебного пристава-исполнителя выносятся по целому ряду различных вопросов, например: о наложении штрафов, о взыскании суммы исполнительского сбора, расходов по исполнению. К числу исполнительных документов можно отнести те постановления, которые имеют принудительную силу, т.е. в случае отказа обязанных лиц могут быть осуществлены принудительно.

Например, исполнительными документами являются следующие постановления судебного пристава-исполнителя:

О возбуждении исполнительного производства и одновременном взыскании исполнительского сбора (ч. 5 и 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве);

О взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем (ч. 15 ст. 30 Закона об исполнительном производстве);

О проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника (ч. 3 ст. 66 Закона об исполнительном производстве).

Согласно ч. 2 ст. 12 Закона об исполнительном производстве в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим этот акт. Дубликат исполнительного документа выдается тем органом, который и вынес его. Дубликат имеет такую же юридическую силу, как и утраченный документ, но обязательным его реквизитом является отметка "Дубликат", которая, как правило, делается в верхнем правом углу такого документа.

Так, при утрате подлинника исполнительного листа, выданного судом общей юрисдикции, в порядке ст. 430 ГПК суд, вынесший решение, может выдать дубликат. Заявление о выдаче дубликата должно подаваться лицом, получившим ранее исполнительный лист, т.е. взыскателем либо его правопреемником.

Порядок выдачи дубликатов по нотариально удостоверенным соглашениям об уплате алиментов определен в Основах законодательства о нотариате. Согласно ст. 52 данных Основ в случае утраты документов, экземпляры которых хранятся в делах нотариальной конторы, по письменным заявлениям граждан, от имени и по поручению которых совершались нотариальные действия, выдаются дубликаты утраченных документов.

Дубликат удостоверения КТС выдается той же КТС, которая и рассматривала спор. В аналогичном порядке выдаются дубликаты других исполнительных документов.

В Законе об исполнительном производстве установлено, что исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии указанного исполнительного документа.

Такое решение рассматриваемого вопроса обеспечивает контроль за законностью оснований исполнительного производства и действиями судебного пристава-исполнителя, поскольку подлинный исполнительный документ хранится в подразделении судебных приставов.

Закон об исполнительном производстве не оговаривает возможности получения нескольких исполнительных документов по одному решению либо иному юридическому акту. Названные вопросы регулируются в процессуальном законодательстве.

Согласно ст. 429 ГПК и ст. 319 АПК по каждому решению суда выдается один исполнительный лист. Однако, если решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, а также если исполнение должно быть произведено в различных местах, суд по просьбе взыскателя должен выдать несколько исполнительных листов с точным указанием места исполнения или той части решения, которая по данному листу подлежит исполнению. На основании решения или приговора суда о взыскании денежных сумм с солидарных ответчиков по просьбе взыскателя должно быть выдано несколько исполнительных листов, число которых соответствует числу солидарных ответчиков. В каждом исполнительном листе должна быть указана общая сумма взыскания и должны быть указаны все ответчики и их солидарная ответственность.

В ст. 431 ГПК установлена ответственность за утрату исполнительного листа или судебного приказа, которая распространяется на исполнительные документы, выдаваемые судами общей юрисдикции. На должностное лицо, виновное в утрате переданного ему исполнительного листа или судебного приказа, судебный пристав-исполнитель вправе наложить штраф в размере до 2500 руб.

    исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, судебные приказы - в течение трех лет;

    исполнительные листы, выдаваемые судами на осно­вании решений международных коммерческих арбитра­жей и иных третейских судов, оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих кон­трольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о пол­ном или частичном неисполнении взыскания - в течение шести месяцев;

    удостоверения комиссии по трудовым спорам, поста­новления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушени­ях, - в течение трех месяцев.

Срок предъявления исполнительного документа к ис­полнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению либо частичным исполнением исполнительного документа должником. Взыскатель, пропустивший срок предъявления испол­нительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропу­щенного срока в суд, принявший соответствующий судеб­ный акт.

Для возбуждения исполнительного производства взы­скателю необходимо обратиться с исполнительным доку­ментом к судебному приставу-исполнителю, который дол­жен в течение трех дней вынести постановление о возбуж­дении исполнительного производства. В постановлении устанавливается срок для добровольного исполнения должнику, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства. Одновре­менно судебный пристав-исполнитель в целях исполнения исполнительного документа по имуществен­ным взысканиям вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест. Такие действия про­изводятся на основании заявления взыскателя. Исполни­тельные действия должны быть совершены судебным при­ставом-исполнителем в течение двух месяцев со дня посту­пления к нему исполнительного документа (ст. 44 Закона «Об исполнительном производстве»).

В качестве мер принудительного исполнения преду­смотрены:

    обращение взыскания на имущество должника пу­тем наложения ареста на имущество и его реализация;

    обращение взыскания на заработную плату пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;

    обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;

    изъятие у должника и передача взыскателю опреде­ленных предметов, указанных в исполнительном доку­менте;

    иные меры, предпринимаемые в соответствии с фе­деральными законами, обеспечивающие исполнение ис­полнительного документа.

В случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добро­вольного исполнения, судебный пристав-исполнитель вы­носит постановление, по которому с должника взыскива­ется исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.

Специальные санкции (в размере 50% от суммы, под­лежащей взысканию) установлены в отношении банков за неисполнение без уважительных причин исполнительного документа, обязывающего должника совершить опреде­ленные действия или воздержаться от их совершения.

Кроме того, в случае несвоевременного осуществления исполнительных действий по исполнительному листу ор­ганизацией взыскатель вправе предъявить к организации иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этой организации.

Действия по розыску имущества осуществляются службой судебных приставов. Следует иметь в виду, что розыск имущества должника по общему правилу может быть объявлен судебным приста­вом-исполнителем лишь при согласии взыскателя нести бремя расходов по розыску, а также их предварительном полном финансировании. Авансовый взнос должен быть внесен на депозитный счет подразделения судебных при­ставов в размере, достаточном для производства соответст­вующих расходов. В этом случае взыскатель вправе в су­дебном порядке требовать от должника возмещения расхо­дов по розыску.

При недостаточности взы­сканной с должника суммы для удовлетворения всех тре­бований по исполнительным документам эта сумма рас­пределяется между взыскателями в порядке очередности, установленной ст. 78 Закона «Об исполнительном произ­водстве». При этом требования каждой последующей оче­реди удовлетворяются после полного погашения требова­ний предыдущей очереди. При недостаточности взысканной суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме. Следует также иметь в виду, что из суммы, взыскан­ной судебным приставом-исполнителем с должника, сна­чала оплачивается исполнительский сбор, погашаются штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, возмещаются расходы по ис­полнению, а затем уже остальная сумма поступает на удовлетворение требований взыскателей.

В исполнительном производстве возможен поворот ис­полнения в отношении уже исполненного документа (ст. 443-445 ГПК). В случае отмены решения суда, при­веденного в исполнение, и принятия после нового рассмот­рения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответ­чику должно быть возвращено все то, что было с него взы­скано в пользу истца по отмененному решению суда (пово­ рот исполнения решения суда) .

Суд, которому дело передано на новое рассмотрение, обязан по своей инициативе рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения суда и разрешить дело в новом реше­нии или новом определении суда. В случае, если суд, вновь рассматривавший дело, не разрешил этот вопрос, ответчик вправе подать в этот суд заявление о повороте исполнения. Заявление рассматривается в судебном засе­дании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препят­ствием к рассмотрению заявления. На определение о пово­роте исполнения решения суда может быть подана част­ная жалоба.

Суд, рассматривающий дело в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, если он своим решением или определением окончательно разрешает спор, либо прекращает производство по делу, либо остав­ляет заявление без рассмотрения, обязан разрешить во­прос о повороте исполнения решения суда или передать дело на разрешение суда первой инстанции. В случае, ес­ли в решении или определении вышестоящего суда нет никаких указаний на поворот исполнения решения суда, ответчик вправе подать соответствующее заявление в суд первой инстанции.

В отношении граждан исполнение судебных актов воз­можно путем обращения взыскания на денежные средст­ва, а также любое лично принадлежащее им имущество. При недостаточности этого имущества в соответствии со ст. 45 СК кредитор вправе требовать выдела доли супруга должника, которая бы причиталась супругу-должнику при разделе общего имущества супругов, для обращения на нее взыскания. Если приговором суда установлено, что общее имущество супругов было приобретено или увеличе­но за счет средств, полученных одним из супругов пре­ступным путем, взыскание может быть обращено соответ­ственно на общее имущество супругов или на его часть.

В отношении организаций при погашении задолженно­сти взыскание обращается в первую очередь на денежные средства должника, которые находятся на счетах органи­заций либо хранятся в наличном виде. Только при отсут­ствии денежных средств взыскание обращается на имуще­ство с целью удовлетворения требований взыскателя.

Обращение взыскания на имущество представляет со­бой основной способ исполнения судебных актов, посколь­ку, в отличие от денежных средств, имущество должнику гораздо сложнее скрыть, особенно недвижимость и иное имущество, так или иначе подлежащее регистрации. В соответствии со ст. 51 Закона «Об исполнительном производстве» арест на имущество должника налагается не позднее одного месяца со дня вручения должнику по­становления о возбуждении исполнительного производст­ва, а в необходимых случаях - одновременно с его вру­чением. Выявление и определение принадлежности иму­щества должнику производится судебным приставом-исполнителем при осуществлении исполнительных дейст­вий.

Арест имущества должника состоит из описи имущест­ва, объявления запрета распоряжаться им, а при необхо­димости - ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение.

Исполнительными называются документы, в которых выражается содержание основания исполнения, предъявление которых необходимо для начала исполнительного производства*(140). Исполнительный документ может иметь самостоятельное значение и составляться отдельно от документа, фиксирующего основание исполнения.

В то же время документ, в котором выражено основание исполнения, может считаться одновременно и исполнительным документом.

К исполнительным документам относятся следующие предусмотренные ст. 12 Закона об исполнительном производстве юрисдикционные акты.

1. Исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов. Здесь необходимо учитывать, что основанием выдачи исполнительного листа являются прежде всего решения, определения и постановления судов общей юрисдикции по гражданским делам; приговоры, в части имущественных взысканий по уголовным делам; постановления, в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях; решения арбитражных судов в предусмотренных законом случаях. Кроме того, указанные судебные акты, решения и определения судов общей юрисдикции и арбитражных судов могут быть вынесены, в свою очередь, на основании:

а) решения Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;

б) решения иностранных судов и арбитражей, по ходатайству заинтересованного лица в суд РФ по месту нахождения должников и арбитражных судов (см.: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21.06.1988 N 9131-XI "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей" (с изм. от 24.07.2002)*(141)). В рамках СНГ имеется другой документ - Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993*(142). Согласно этой Конвенции, страны СНГ, присоединившиеся к Конвенции, признают и исполняют следующие решения, вынесенные на территории государств - участников СНГ: решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств, решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба;

в) решения межгосударственных органов по защите прав и свобод человека. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. К межгосударственным органам по защите прав и свобод человека относятся, например, Европейский суд по правам человека, Комитет министров Совета Европы и др.

2. Судебные приказы, выдача которых урегулирована гл. 11 ГПК РФ (ст. 121-130).

3. Нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов, которые заключаются в порядке, установленном гл. 16 СК РФ.

4. Удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений.

5. Акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований. Под оформленными в установленном порядке требованиями органов, осуществляющих контрольные функции, по-видимому, следует понимать инкассовые поручения, оформленные в соответствии с правилами о проведении безналичных расчетов. Органами, осуществляющими контрольные функции, являются государственные органы, обладающие правом безакцептного списания денежных средств в случаях, установленных законом (например, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, налоговые органы). Следует особо отметить тот факт, что, согласно п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, указанные требования органов приобретают силу исполнительных документов, принудительно исполняемых судебными приставами-исполнителями только в тех случаях, когда законодательством РФ не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов.

6. Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях. В частности, судебный пристав-исполнитель исполняет:

а) постановления о наложении штрафов (ст. 32.2. КоАП РФ);

б) постановления о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения (ст. 32.4 КоАП РФ).

Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, определены в законодательстве об административных правонарушениях, которое согласно Конституции РФ отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Таким образом, указанные органы могут определяться не только в КоАП РФ и специальных федеральных законах, но и в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Вместе с тем хотелось бы отметить, что законодатель не указал на то, что данные постановления органов (должностных лиц) приобретают силу исполнительных документов только в том случае, если законодательством РФ не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов. В частности, в соответствии с КоАП РФ постановления органов (должностных лиц) о наложении штрафов на физических лиц (граждан) должны направляться для принудительного исполнения судебным приставам-исполнителям только в том случае, если должники добровольно не исполняют указанные в постановлениях требования и не работают (не имеют постоянного дохода).

Если возникает необходимость взыскания дополнительных санкций, например пени, то обязательным условием является обращение в суд. Кроме того, судебный порядок взыскания самих штрафов следует рассматривать в качестве альтернативного способа взыскания, наряду с непосредственным направлением соответствующих постановлений судебному приставу-исполнителю. Из такого понимания содержания ст. 7 Закона об исполнительном производстве исходит и судебная практика.

Следует также указать на то, что в соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 01.07.1998 N 97-О*(143) конфискация как вид административного взыскания может налагаться лишь судами.

7. Постановления судебного пристава-исполнителя (о взыскании исполнительского сбора, расходов по исполнению). Согласно ст. 14 Закона об исполнительном производстве, решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом РФ, главным судебным приставом субъекта РФ, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов. Под постановлениями судебных приставов-исполнителей понимаются постановления о розыске должника (ч. 1 ст. 65 Закона об исполнительном производстве), постановления о взыскании исполнительского сбора (ст. 112 Закона об исполнительном производстве), постановления о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (ч. 3 ст. 117 Закона об исполнительном производстве), постановления о наложении ареста на денежные средства (ч. 2 ст. 70, ч. 1 ст. 81 Закона об исполнительном производстве), иное имущество (ст. 80 Закона об исполнительном производстве), постановления о продаже иностранной валюты (ст. 71 Закона об исполнительном производстве), постановления о наложении штрафов (ст. 113 Закона об исполнительном производстве). Содержание указанных постановлений определяется ч. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве. Так, в постановлении судебного пристава-исполнителя должны быть указаны: наименование подразделения судебных приставов и его адрес; дата вынесения постановления; должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; вопрос, по которому выносится постановление; основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; решение, принятое по рассматриваемому вопросу; порядок обжалования постановления. Постановления судебных приставов-исполнителей должны соответствовать также требованиям ст. 13 Закона об исполнительном производстве, в частности быть подписаны судебными приставами-исполнителями и заверены печатью подразделения службы судебных приставов.

8. Акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Применение данного пункта на практике вызывает большие затруднения*(144). Например, исполнительные надписи, проставляемые на документах нотариусами, согласно Основам законодательства о нотариате, имеют силу исполнительных документов, однако приказом Минюста России от 30.11.1999 N 346 "Об отмене приказов, распоряжений и писем Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению деятельности нотариата"*(145) признано утратившим силу письмо Минюста России от 26.01.1995 N 09-1600/13 об исполнительной надписи органов, совершающих нотариальные действия*(146), то есть фактически судебным приставам-исполнителям рекомендовано не принимать исполнительные надписи нотариусов для исполнения. Между тем в Основы законодательства о нотариате изменения в этой части не вносились.

Известно, что "...исполнительная надпись является особой формой внесудебной защиты субъективных прав, которая характеризуется прежде всего не бесспорностью заявленного требования, а бесспорностью установленного порядка взыскания"*(147), поэтому отказываться от подобного института внесудебной защиты нецелесообразно.

Тем более что у должника имеется возможность оспорить исполнительную надпись в суде. Такую же позицию занимает Конституционный Суд РФ.

В Определении Конституционного Суда РФ от 06.07.2001 N 150-О*(148) отмечается, что согласно п. 13 ч. 1 ст. 35 и ст. 89 Основ законодательства о нотариате, действующему во взаимосвязи со ст. 5 и п. 1 ч. 1 ст. 91 названных Основ, нотариус совершает на документах, подтверждающих бесспорность задолженности или иной ответственности должника перед взыскателем, исполнительную надпись для взыскания денежных сумм или истребования имущества от должника, руководствуясь при этом Конституцией РФ, данными Основами, другими законами и иными нормативными правовыми актами, а также международными договорами. Это согласуется с п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, предусматривающим, что исполнительными документами являются также постановления иных органов в случаях, определенных федеральным законом.

Относительно самого распространенного вида исполнительных документов - исполнительных листов - необходимо отметить, что судебные и иные акты, являющиеся основанием для выдачи исполнительных листов, по характеру различны. Например, известны судебные акты о присуждении, о признании, об изменении фактически существующих правоотношений. В судебной практике постепенно формируется позиция, согласно которой судебные акты о признании не подлежат принудительному исполнению в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, хотя не во всех случаях с таким подходом можно согласиться. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11.05.2005 N А56-4505/05 отмечается, что суд правомерно отказал обществу в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, в соответствии с которым за обществом признано право собственности на помещение кафе, поскольку нормами АПК РФ не предусмотрена возможность принудительного исполнения решения о признании права.

В качестве исполнительных документов в предусмотренных законом случаях могут выступать также их дубликаты.

Согласно ч. 2 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, исполнительным документом в случае утраты подлинника исполнительного документа является его дубликат, выдаваемый судом или другим органом, вынесшим соответствующий акт. На практике некоторая недоговоренность содержания ч. 2 ст. 12 и ст. 13 Закона об исполнительном производстве вызывает вопросы относительно того, могут ли рассматриваться в качестве исполнительных документов копии соответствующих документов, кто должен обращаться за дубликатом утерянного исполнительного документа - судебный пристав-исполнитель или взыскатель. Правильнее было бы прямо указать, что исполнительными документами являются только подлинники или дубликаты исполнительных документов. В гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве некоторые спорные вопросы были разрешены после принятия в 2003 году ГПК РФ и АПК РФ.

К лицу, виновному в утрате исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе применить санкции в виде штрафа. Здесь имеются некоторые расхождения в нормативном регулировании размера штрафа. Так, в соответствии со ст. 431 ГПК РФ должностное лицо, виновное в утрате переданного ему на исполнение исполнительного документа или судебного приказа, может быть подвергнуто штрафу в размере до 25 установленных федеральным законом МРОТ, а в соответствии с ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в утрате исполнительного документа, влечет наложение административного штрафа на граждан от 2000 до 2500 руб.; на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. По всей видимости, с 1 февраля 2008 г., а именно с этого момента вступила в силу ст. 17.14 КоАП РФ1, в указанном случае должны применяться нормы административного законодательства. Основной аргумент для этого - содержание ч. 1 ст. 113 Закона об исполнительном производстве, в соответствии с которой в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством РФ об административных правонарушениях.

Полагаем, что оба подхода являются неверными: в ст. 431 ГПК РФ закреплен штраф, который судом не может быть наложен, а в ст. 17.14 КоАП РФ закреплены меры не административной, а исполнительно-процессуальной ответственности. Ответственность в исполнительном производстве не является административной.

Уточняющей правила исполнения является норма ч. 3 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, согласно которой исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии указанного исполнительного документа.

Существенной гарантией реализации прав граждан и организаций в исполнительном производстве являются те требования, которые предъявляются к исполнительным документам.

В исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны:

1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;

2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;

3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;

5) сведения о должнике и взыскателе:

а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - год и место рождения, место работы (если оно известно);

б) для организаций - наименование и юридический адрес;

в) для Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;

6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

7) дата выдачи исполнительного документа.

Если до выдачи исполнительного документа предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, то в исполнительном документе указывается, с какого времени начинается срок исполнения содержащихся в нем требований.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта или являющийся судебным актом, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа или являющийся актом другого органа, подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью данного органа или лица, его выдавшего.

Требования, предъявляемые к исполнительным документам, вытекают из соответствующих положений процессуального законодательства и обусловлены необходимостью своевременного осуществления исполнительных действий. На практике отсутствие в исполнительных документах сведений об адресе, ФИО, дате и месте рождения должников, их месте работы сильно затрудняет работу судебных приставов-исполнителей по установлению их места нахождения (жительства). В результате требования ст. 36 Закона об исполнительном производстве о сроках совершения исполнительных действий часто нарушаются. В связи с этим положение ст. 31 Закона об исполнительном производстве об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае их несоответствия указанным требованиям представляется уместным.

В ст. 12 и других статьях Закона об исполнительном производстве не говорится о количестве выдаваемых экземпляров исполнительных документов. Однако в соответствии со ст. 429 ГПК РФ по каждому решению суда выдается один исполнительный лист. Но, если решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, суд по просьбе взыскателя должен выдать несколько исполнительных листов с точным указанием места исполнения или той части решения, которая по данному листу подлежит исполнению. На основании решения или приговора суда о взыскании денежных сумм с солидарных ответчиков по просьбе взыскателя должно быть выдано несколько исполнительных листов, число которых соответствует числу солидарных ответчиков. В каждом исполнительном листе должны быть указаны общая сумма взыскания, все ответчики и их солидарная ответственность. Аналогичный порядок применим и к другим видам исполнительных документов.

Еще по теме 3.1. Исполнительные документы:

  1. § 6. Отсрочка, рассрочка, изменение способа и порядка исполнения исполнительных документов, отложение исполнительных действий
  2. § 1. Законодательство об исполнительном производстве. Органы принудительного исполнения исполнительных документов
  3. Тема 7. Исполнение исполнительных документов по спорам неимущественного характера
  4. Вопрос 109. Основания исполнения. Исполнительные документы
  5. Тема 5. Исполнение исполнительных документов по спорам неимущественного характера
  6. 6.2.2. Удержания в пользу юридических и физических лиц по исполнительным документам
  7. 7.2. Особенности исполнения исполнительных документов о восстановлении на работе и по иным трудовым делам
  8. 7.3. Особенности исполнения исполнительных документов о выселении должника, вселении взыскателя и по иным жилищным делам
  9. 7.4. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности должника
  10. 7.1. Общие условия исполнения исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения
  11. Глава 7. Исполнение исполнительных документов по спорам неимущественного характера
  12. 6.3. Особенности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов и задолженности по алиментам
  13. 80. РАСХОДЫ ПО СОВЕРШЕНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
  14. 22.4. Расходы по совершению исполнительных действий. Ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве

- Авторское право -

Глава 2. Исполнительные документы

Статья 12. Виды исполнительных документов

1. Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

4.1) акты Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов;

5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением исполнительных документов, указанных в пункте 4.1 настоящей части, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

10) запрос центрального органа, назначенного в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации (далее - запрос центрального органа о розыске ребенка);

11) исполнительные документы, выданные компетентными органами иностранных государств и подлежащие исполнению на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

1.1. Исполнительный документ может быть направлен судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа, подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, принявшим соответствующий акт, усиленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт.

3. Исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения соответствующее постановление.

4. В случае необходимости направления или использования на бумажном носителе исполнительного документа, вынесенного и (или) направленного для исполнения в форме электронного документа, судебный пристав-исполнитель изготавливает его копию путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.


Статья 13. Требования, предъявляемые к исполнительным документам

Информация об изменениях:

1. В исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны:

1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;

2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;

3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;

5) сведения о должнике и взыскателе:

а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика;

б) для организаций - наименование, место нахождения , фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика;

в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;

г) для иностранного государства - помимо сведений, указанных в пунктах 1 - 4 настоящей части, также наименование и место нахождения соответствующих органа, учреждения или иного образования;

6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

7) дата выдачи исполнительного документа.

1.1. В акте органа, должностного лица о наложении штрафа, принятом по делу об административном правонарушении, должна быть проставлена отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа. В случае направления указанного акта для исполнения судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа производится в форме электронного документа, подписанного лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, принявшим соответствующий акт, усиленной квалифицированной электронной подписью .

2. Если до выдачи исполнительного документа предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, то в исполнительном документе указывается, с какого времени начинается срок исполнения содержащихся в нем требований.

3. Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта или являющийся судебным актом, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

4. Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа или являющийся актом другого органа, подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью данного органа или лица, его выдавшего, а в случае направления исполнительного документа в форме электронного документа он подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1) наименование и адрес органа, выдавшего запрос, фамилия и инициалы должностного лица;

2) дата поступления заявления о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации;

3) сведения о ребенке: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, имеющиеся сведения о его месте пребывания и иные сведения, которые могут помочь установить местонахождение ребенка;

4) сведения о лице, с которым может находиться ребенок: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения (если известна), имеющиеся сведения о месте жительства и (или) месте пребывания, местонахождении его имущества, месте работы и иные сведения, которые могут помочь установить местонахождение ребенка;

5) дата выдачи запроса центрального органа о розыске ребенка.

6.1. Требования к исполнительному документу, выданному компетентным органом иностранного государства и подлежащему исполнению на территории Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации, устанавливаются законодательством этого иностранного государства.