Процесс банкротства финансовых организаций. Финансовая несостоятельность (банкротство) предприятий Тревожные сигналы: как распознать потенциального банкрота

Успех деятельности предприятий определяется двумя группами факторов:

Внешние. Часть из них связана с эффективностью создаваемых государством условий и стимулов деятельности предприятий и устранением кризисных явлений в экономике; другая часть связана с возникающими рисками в государстве, перед непредсказуемостью которых предприятие бессильно;

Внутренние. Степень профессионализма руководителей и работников предприятия; эффективностью принятых на предприятии решений по внедрению и использованию рыночных механизмов хозяйствования; внешними условиями.

Система управления финансами предприятия связана со стратегическими целями и тактическими задачами его деятельности. Основой этой системы должен быть финансовый анализ, по итогам которого предприятие имеет возможность делать регулярную оценку своего финансового состояния.

В настоящее время большинство предприятий Украины находится в сложном финансовом положении. Взаимные неплатежи между хозяйствующими субъектами, высокие налоговые и банковские процентные ставки приводят предприятие к неплатежеспособности. Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих неплатежей и неспособность удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления их исполнения.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Денежное обязательство-обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и на других основаниях, предусмотренных законом. В состав денежных обязательств включаются: задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги; суммы займа с учетом процентов, которые должен уплатить должник.

Обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в законодательно установленном порядке.

Для возбуждения дела о банкротстве во внимание берут следующие требования:

По денежным обязательствам, подтвержденным вступившими в законную силу по решению суда;

По обязательным платежам - подтвержденные решением налогового или таможенного органа документы о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Решение о проведении санации принимаются, как правило, в таких случаях:

По инициативе субъекта хозяйствования, попавшим в кризисные условия, когда существует реальная угроза неплатежеспособности и объявление его банкротом в недалеком будущем;

После обращения должника по собственной инициативе в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о своем банкротстве. При этом право выбора способов санации (реорганизации) остается за должником. Одновременно с заявлением должник должен подать в арбитражный суд: список дебиторов и кредиторов; бухгалтерский баланс предприятия; другую необходимую информацию, которая характеризует финансово-экономическое состояние предприятия, а также выбранные им варианты санации. После окончания месячного срока со дня опубликования в официальном печатном органе Верховной Рады или Кабинета Министров Украины объявление об открытии дела о признании банкротства данного предприятия в случае, если поступили предложения от физических или юридических лиц, которые желают удовлетворить требования кредиторов к должнику и подали акцептованные комитетом кредиторов и арбитражным судом предложения относительно санации (реорганизации) неплатежеспособного предприятия, арбитражный суд принимает решение о прекращении процедуры объявления банкротства и о проведении финансовой санации юридического лица;

По инициативе финансово-кредитного учреждения. Согласно Закону Украины "О банках и банковской деятельности" банковское учреждение имеет право до клиента, объявленного неплатежеспособным, принимать комплекс таких санационных процедур: передать оперативное управление предприятием администрации, сформированной с участием банка; реорганизовать должника; изменить порядок платежей; направить на погашение кредиторской задолженности выручку от реализации продукции;

По инициативе владельца залога целостного имущественного комплекса предприятия. В случае невыполнения обязательств, обеспеченных ипотекой целостного имущественного комплекса предприятия, владелец залога имеет право осуществить предусмотренные договором мероприятия по оздоровлению финансового состояния должника, включая назначение своих представителей в руководящие органы предприятия, ограничение права данного субъекта хозяйствования распоряжаться выпущенной продукцией и другим имуществом. Если санационные мероприятия не привели к возобновлению платежеспособности предприятия, то владелец залога имеет право обратиться в арбитражный суд С заявлением об изъятии заложенного имущества;

По инициативе Агентства по вопросам предотвращения банкротства предприятий, если речь идет о государственных предприятиях. После внесения должника в реестр неплатежеспособных предприятий агентство уполномочено осуществлять управление его имуществом и разрабатывать предложения относительно проведения финансовой санации.

Решение о несостоятельности предприятия принимаются после признания неудовлетворительной структуры баланса, поэтому особую актуальность приобретает вопрос оценки структуры баланса. Основные источники анализа - форма №1 "Баланс предприятия", форма №2 "Отчет о финансовых результатах".

Анализ и оценка структуры баланса предприятия проводятся на основе показателей: коэффициента покрытия (коэффициента текущей ликвидности); коэффициента обеспеченности собственными средствами. Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным служит одно из следующих условий:

Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;

Коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

Коэффициент текущей ликвидности (19.1) характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия и рассчитывается по формуле:

где к - коэффициент текущей ликвидности;

А, - наиболее ликвидные активы (денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги), суммы которых по всем статьям денежных средств могут быть использованы немедленно для выполнения текущих расчетов);

А2 - швидкореалізовані активы (дебиторская задолженность и прочие активы, суммы которых для преобразования в имеющиеся средства требуют определенного времени);

А3 - повільнореалізовані активы (запасы; дебиторская задолженность, платежи по которым ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты; налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям). Следует исключить из расчетов статью "Расходы будущих периодов";

/7, - наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок (по данным приложений к бухгалтерскому балансу);

П2 - текущие обязательства (краткосрочные кредиты и заемные средства).

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (19.2) характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости и рассчитывается по формуле:

где кЗВК - коэффициент обеспеченности собственными средствами; Ет - наличие собственных оборотных средств; З-запасы и затраты; Г - источники собственных средств; К7 - долгосрочные кредиты и заемные средства; 03 - основные средства и вложения.

Нормальное значение этого показателя: кзвк > 0,6-0,8. Этот коэффициент показывает обеспеченность запасов и затрат собственными оборотными средствами. При этом следует учитывать, что собственными источниками должны быть покрыты нормативные размеры запасов и затрат. Часть, что осталась, можно покрывать краткосрочными заемными средствами.

Практика показывает, что успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия зависит примерно на 70% от стратегической направленности, на 20% - от эффективности оперативного управления и на 10% - от качества выполнения текущих задач. Следовательно, общий успех обеспечивают: качество стратегического анализа; реальность стратегического планирования; уровень реализации стратегических задач.

«Финансовая несостоятельность, банкротство предприятий»

«Финансовая несостоятельность, банкротство предприятий» 2

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы несостоятельности хозяйствующих субъектов 7

1.1. Экономическая сущность и виды банкротства: понятия, причины и признаки банкротства 7

1.2. Основные методы оценки вероятности банкротства 14

1.3. Политика антикризисного финансового управления при угрозе банкротства 18

Глава 2. Анализ финансового состояния и оценка вероятности банкротства ОАО «Мастер-Т» 22

2.1. Общая характеристика ОАО «Мастер-Т» 22

2.2. Экспресс-анализ анализ финансового состояния ОАО «Мастер-Т» 24

Таблица 2.4 31

Таблица 2.4. 31

2.3. Оценка вероятности банкротства ОАО «Мастер-Т» 32

Заключение 43

Список использованной литературы 45

Приложение 1 51

Приложение 2 52

Приложение 3 50

Приложение 4 51

Приложение 5 52

Приложение 6 53

Приложение 7 54

Приложение 8 55

Введение

Общее состояние экономической и социальной обстановки в России усиливает внимание к различным мерам, принимаемым для преодоления неблагоприятных тенденций развития. Институт несостоятельности и банкротства является неотъемлемым элементом рыночной экономики, который служит определенным стимулом эффективной работы хозяйствующих субъектов.

По своей экономической природе несостоятельность и банкротство является следствием конкурентных отношений, возникающих в рыночной среде.

В современных условиях, по результатам многочисленных дискуссий о проблеме несостоятельности, были внесены кардинальные изменения, которые и стали ключевыми моментами реформы российской системы государственного регулирования банкротства в конце 90-х годов ХХ века. Их смысл сводился к признанию необходимости развивать институт банкротства в современной России. Поскольку область нашего исследования охватывает лишь сферу деятельности юридических лиц, в дальнейшем мы не будем рассматривать вопросы, касающиеся банкротства физических лиц.

Вопрос об экономической целесообразности введения в деловой оборот института банкротства требует более углубленной теоретической проработки, имеющей важное практическое значение. В этой связи такой атрибут западного хозяйства, как институт несостоятельности, являющийся традиционным способом рыночного регулирования и реакцией на конкурентную среду, не следовало бы считать панацеей, способной радикальным образом наладить рыночные отношения в нашей стране. Хотя Россия и признана государством с рыночной экономикой, она еще находится на переходном этапе к цивилизованному рынку.

Исследование инструментов государственного регулирования несостоятельности и банкротства предприятий является важным фактором интегрирования российской экономики в глобальные мирохозяйственные связи особенно в свете предстоящего присоединения России к ВТО. Это и определяет актуальность темы работы и своевременность её разработки.

Мировая и отечественная наука не оставила без внимания исследование проблем несостоятельности и банкротства. Этим вопросам посвящены труды российских и зарубежных ученых. Среди них следует отметить исследования трудов Т. Д. Аленичевой, В. А. Баринова, Т. Б. Бердниковой,Н. М. Вараксиной, Л. В. Донцова, Е. Н. Евстигнеева, О. П. Зайцевой, Г. Г. Кадыкова, В. В. Ковалева. И. Я. Лукасевич, Н. А. Никифорова, А. Н. Ряховской, Г. В. Савицкой, Р. С. Сайфуллина, А. Д. Шеремета, Б. Альстрэнда, Э. Альтмана, У. Бивера, Ю. Бригхема, Ш. Бургера, Д. Ван Хорна, А. Винакора, Ж. Депаляна, Д. Лэмпэла, К. Л. Мервина, Г. Минцберга, Ч. Празанна, Р. Ф. Смита, А. Таффлера, Р. Дж. Фицпатрика, Д. Фридмана, Дж. Фулмера, Б. Хикмана, Г. Шельберга.

Целью работы является детальное изучение и исследования явления банкротства в рыночной экономике. Задачами работы являются:

Определить экономическую сущность несостоятельности предприятий;

Рассмотреть основные методы оценки вероятности банкротства;

Изучить политику антикризисного финансового управления при угрозе банкротства;

Провести анализ финансового состояния и финансовой устойчивости анализируемого предприятия;

Провести анализ банкротства анализируемого предприятия;

Разработать мероприятия по улучшению финансового положения анализируемого предприятия.

Объектом исследования в данной курсовой работе выступило ОАО «Мастер-Т», расположенное в г. Москва. Предметом исследования послужила финансовая деятельность анализируемого предприятия.

Методологической основой послужили общенаучные диалектические методы (анализ и синтез, дедукция и индукция, детализация и обобщение, аналогия и моделирование), основные положения экономического анализа (анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия).

В работе использованы методы системного анализа, причинно-следственных связей, структурных преобразований, технологического и институционального подходов, а также концепция естественного отбора.

В основу исследования положены базовые разработки отечественных ученых различных школ, использован опыт и рекомендации видных представителей зарубежного менеджмента, федеральные законы, правовые и нормативные акты государственных органов власти по вопросам несостоятельности и банкротства, а также статистическая справочная литература, публикации в периодической российской и зарубежной печати; научные статьи; материалы конференций по проблемам несостоятельности и банкротства.

Глава 1. Теоретические основы несостоятельности хозяйствующих субъектов

1.1. Экономическая сущность и виды банкротства: понятия, причины и признаки банкротства

В каждой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма регулирования рыночных отношений является процедура банкротства.

Банкротство – это не новое для российской экономики явление, которое стало насущной необходимостью в условиях рыночных отношений .

В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов .

Понятие банкротства органически присуще современным рыночным отношениям. Оно характеризует неспособность предприятия (организации) удовлетворить требования кредиторов относительно оплаты товаров, работ, услуг, а также обеспечить обязательные платежи в бюджетные и внебюджетные фонды.

Само явление несостоятельности и банкротства объективно возникает в условиях рыночных отношений, являясь результатом их функционирования.

Отличительными чертами разграничения понимания категорий несостоятельности и банкротства являются: наличие признаков банкротства, установленных арбитражным судом, и возможность восстановления платежеспособности после проведения реабилитационных процедур (несостоятельность хозяйствующего субъекта); в свою очередь банкротство рассматривается как гражданско-правовая норма, устанавливаемая судом и характеризующая такое финансовое состояние предприятия (естественно, при наличии всех необходимых признаков), когда любые возможности восстановления платежеспособности исчерпаны и вводится последняя процедура – конкурсное производство (рисунок 1.1., приложение 1.1).

Таблица 1.1

Несостоятельность хозяйствующего субъекта

При наличии признаков банкротство устанавливается арбитражным судом. Имеется возможность восстановления платежеспособности.

Банкротство хозяйствующего субъекта

При наличии признаков банкротства устанавливается арбитражным судом. Возможности восстановления платежеспособности не имеется.

Несостоятельность отрасли, региона

Возможность восстановления платежеспособности и финансовой устойчивости с помощью мер государственного регулирования

Несостоятельность государства

Возможность восстановления финансовой и денежной системы государства на основе помощи международного сообщества

Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника .

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Несостоятельность (банкротство) предприятия считается имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации .

Понятие «банкротства» характеризуется различными его видами. В законодательстве, финансовой практике выделены следующие четыре вида банкротства :

    Реальное.

    Техническое.

    Умышленное.

    Фиктивное.

Реальное банкротство характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и способность по причине реальных потерь используемого капитала.

катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществить эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде вследствие чего оно объявляется банкротом.

Техническое банкротство, характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер её превышает, размеры кредиторской задолженности, а сумма активов значительно превосходит объем финансовых обязательств предприятия.

Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к его юридическому банкротству.

Умышленное банкротство – характеризует преднамеренно созданное (или увеличенное) руководителем предприятия его неплатежеспособности нанесение им экономического ущерба предприятию в личных интересах, заведомо некомпетентное финансовое управление.

Фиктивное банкротство – характеризует заведомо ложное объявление предприятием своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки по суммам кредиторских обязательств .

Причинами банкротства предприятий являются:

1. Неэффективность системы управления предприятием, которая в свою очередь объясняется:

    отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;

    недостаточным знанием конъюнктуры рынка;

    низким уровнем квалификации менеджеров и персонала отсутствием трудовой мотивации работников падением престижа рабочих и инженерно-технических профессий;

    неразвитостью современных методов финансового менеджмента и управления издержками производства.

2. Низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед учредителями за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективность использования имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия.

Банкротство физических и юридических лиц или финансовая несостоятельность.

Банкротство граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями (положения Закона о банкротстве в этой части вступят в силу со дня вступления в силу ФЗ о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы).

Признаки банкротства:

7) Организации, участвующие в банкротстве
— Саморегулируемые организации
— Юридические лица
— Органы государственной власти
— СМИ
Образовательный учреждения

— Отчет временного управляющего
— Единая программа подготовки арбитражных управляющих
— Правила проведения финансового анализа арбитражным управляющим
— Постановление о мерах по реализации закона о банкротстве
— Заявление кредитора о признании должника банкротом
— Закон об оценке №135
— Федеральные стандарты оценки №№1,2,3
— Проверка отчета оценщика
— Формулы, применяемые в оценке имущества
— Нормы амортизации
— «Коммерсантъ»: объявление о банкротстве - договор, реквизиты
— Проверка отчета оценщика на соответствие стандартам
— Нормы амортизации
— Формулы, применяемые в оценке
— План антикризисных действий Правительства РФ на 2010 год
— Презентация: пояснение Минэкономразвития к проекту закона о банкротстве физлиц.

Механизм управления банкротством

Ст. 30 и 31 Федерального закона N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» есть возможность ликвидации признаков несостоятельности еще до начала осуществления самой процедуры банкротства — «стихию легче предупредить, чем бороться с ней». В то же время то воплощение намерения в правовых нормах, которое мы имеем, явно не может способствовать достижению поставленной цели. Известно, что во многих странах с развитой рыночной экономикой приняты специальные законы, направленные на предотвращение банкротства на досудебной стадии с использованием ряда процедур.

В Российской Федерации ст. 30 Закона о банкротстве фактически содержит только призыв к учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника — унитарного предприятия, органам государственной власти и местного самоуправления принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций, поскольку — хотя норма ст. 30 и сформулирована как обязательная, — обязанность вышеуказанных лиц не подкрепляется мерами государственного воздействия в случае ее несоблюдения.

Некоторый интерес для нас представляют положения ст. 31 Закона о банкротстве, позволяющие предоставить должнику при наличии установленных законодательством признаков банкротства безвозмездную финансовую помощь в размере, достаточном для восстановления его платежеспособности.

Бытует мнение, что речь в данном случае идет только о возможности предоставления беспроцентного займа. Но такая возможность существует всегда и независимо от наличия или отсутствия признаков банкротства. Такую возможность было вовсе необязательно прописывать в Законе о банкротстве.

Создавая финансовую организацию, хозяйствующий субъект несет предпринимательский риск наравне со всеми коммерческими организациями.

Однако, из-за огромных финансовых потоков, содержащихся в деятельности данных организаций, при не умелом управлении делами компании может повлечь наступление неблагоприятных последствий в виде банкротства.

В этой связи образуются огромные долги перед неограниченным числом кредиторов, если взять, например, кредитные организации, использующие средства граждан и других организаций.

К числу финансовых фирм принято относить:

  1. Банки
  2. Страховые компании
  3. Субъекты рынка ценных бумаг
  4. Управляющие, клиринговые компании
  5. Участники торговых отношений
  6. Уредитные кооперативы
  7. Микрофинансовые фирмы

В отношении указанных хозяйствующих субъектов осуществляет наблюдение Центральный банк РФ, который может осуществлять контрольные полномочия. С заявлением о банкротстве финансовых компаний может обращаться Банк России, временная администрация или конкурсного кредитора.

В этой статье:

Признаки, характеризующие банкротство финансовых организаций

Для того, чтобы можно было говорить о банкротстве финансовой компании, необходимо установить следующие признаки:

  • Неспособность платить по долгам, образуемым сумму свыше ста тысячи рублей по истечении четырнадцати дневного срока, следующего за днем исполнения данных обязательств
  • Не выполнение предписание арбитража по взысканию задолженности по истечении четырнадцати дней со дня должного исполнения
  • Совокупность всех активов компании не хватает для нормального исполнения взятых на себя договорных или денежных обязательств перед кредиторами
  • Во время введения в действие временной администрации не восстановилась достаточная платежеспособность компании

Уполномоченный субъект может направить обращение в арбитражный суд с требованием о возбуждении процедуры банкротства при существовании хотя бы одного из перечисленных признаков.

Меры, применяемые при банкротстве финансовых организаций

Чтобы как-то сдвинуть ситуацию с мертвой точки в деле о банкротстве, финансовая организация может предпринять следующие меры:

  1. Осуществление финансовых вливаний в отношении участников организации – банкрота
  2. Реформация активов и пассивов в структуре компании
  3. Наращивание уставного капитала и средств компании
  4. Проведение реорганизационных мер в отношении фирмы
  5. Ряд других мер, которые не идут вразрез с требованиями закона

При формировании указанных мер, компания должна утвердить план по выходу из кризиса и направить его в орган, осуществляющих контрольные функции. В составе плана необходимо обозначить, какие меры помогут платежеспособности, и в какие сроки будут реализованы.

Однако эти сроки не должны превысить барьер более чем в шесть месяцев. Утвержденный план следует подкрепить финансовой документацией. Одной из особенностей банкротства данного рода компаний следует отметить недопустимость применения стадий финансового оздоровления и внешнего управления.

Роль временной администрации в деле о банкротстве финорганизаций

Временной администрацией считается орган, специализирующийся на осуществлении управленческих функций финансовой компании в целях повышения возможностей осуществлять платежи по обязательствам, а также способный обеспечить сохранность активов компании.

Среди задач администрации относят

  1. Организация предупредительных мер компании и последующий контроль в их проведении
  2. Решение проблем, вызванных с действием во времени лицензии организации, осуществляющей свою финансовую деятельность

Структуру администрации, в которую входят руководитель и ее члены, утверждает контролирующий орган. В роли руководителя могут выступать арбитражный управляющий, кандидатуру которого подыскивает контрольный орган.

В процессе функционирования утвержденной администрации происходит управление компанией, распределение указаний ее участникам, направление обращений в суд, присутствие на заседаниях компании. В назначенный период временной администрации функционирование исполнительных органов компании замораживается.