Секреты правильного выбора СРО арбитражных управляющих. Инструкция по проверки СРО в Росреестре

Гражданин или предприятие, выполняющиие фукции арбитражного управляющего должны иметь допуск от СРО , который регламентирует осуществление деятельности согласно своему профилю. И поэтому, вступление в саморегулируемую организацию профессиональных арбитражных управляющих - тот самый шанс, благодаря которому возможна работа с нынешними законодательными нормами.

{ADV35}

Во всех других ситуациях деятельность арбитражных управляющих будет признана не правомерной!

Внимание! Исполнение обязательств без наличия допуска СРО на законодательном уровне является невозможным.

Часто возникают такие ситуации, когда вступление в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих должно быть максимально быстрым. Для этого на рынке начали образовываться предприятия, которые выполняют посреднические функции и предлагают в краткие сроки оформить все нужные документы, в числе которых находится и свидетельство СРО о допуске. Но этот вариант не всегда является правильным, поскольку руководитель компании должен самостоятельно определиться с выбором соответствующего НП СРО арбитражных управляющих.

В соответствии с этим логичен вопрос для руководителей компании - как выбрать СРО арбитражных управляющих ? Для начала нужно просмотреть список СРО арбитражных управляющих, которые могут быть потенциальным партнером вашей фирмы. И обязательно нужно смотреть на определенные критерии, по которым компании выбирают ту или иную СРО.

Выбор СРО арбитражных управляющих - шаг первый

Обычно руководители компаний осуществляют выбор в пользу тех СРО, которые находятся в том же городе, что и сама фирма. Это является не совсем правильным шагом, поскольку в городе может быть одна СРО, которая не удовлетворит всех тех требований, которые вы предъявите к ней. Не стоит бояться выбирать те СРО, которые фактически находятся далеко от вас - в век современных технологий держать связь с организацией в пределах одного государства вовсе не является затруднительным.

Лучше всего обратить внимание на те саморегулируемые организации, которые находятся в Москве и Санкт-Петербурге . Здесь самым главным для управляющего будет выбрать самые рентабельные и процветающие СРО, с большим количеством участников. Конкуренция в этих городах среди СРО достаточно велика, и поэтому те организации, которые имеют спрос среди компаний-участников, и являются, как правило, самыми лучшими для вступления.

Обязательно обратите внимание на количество членов СРО. Здесь стоит руководствоваться правилом «чем больше - тем лучше». Можно также найти контактные данные какого-либо участника некоммерческого партнерства, связаться с руководителем данной компании и поинтересоваться об отношении СРО к своим членам. Также можно связаться с той СРО, в которую вы собрались вступать, и пообщаться лично с ее сотрудниками, чтобы понять, насколько информативно подкованы сотрудники, какую могут оказать они помощь в случае возникновения неприятных и срочных ситуаций и т.д.

Что дает СРО арбитражных управляющих своим участникам

Нужно обязательно помнить, что СРО не только даст допуск на осуществление деятельности, но также может помочь и во многих других вопросах. Как правило, хорошие саморегулируемые организации, которые функционируют уже не первый год, имеют прекрасно отлаженные связи с курьерскими службами, страховыми компаниями, юристами и т.д. Это значит, что в случае возникновения каких-либо внештатных ситуаций, в которых вам могут понадобиться эти службы для сотрудничества, вы всегда можете обратиться в свое СРО, чтобы для вас была оказана такая услуга.

Также в СРО всегда имеется свой квалификационный центр, где для сотрудников предприятий-участников всегда организовываются курсы повышения профессиональной квалификации. СРО всегда делают скидку на проведение подобных мероприятий, и, таким образом, вы всегда сможете по низким ценам отправлять своих сотрудников на обучение.

Правила работы с Росреестром СРО арбитражных управляющих

Требования СРО арбитражных управляющих, предъявляемые к потенциальным кандидатам на вступление

Те требования, которые СРО арбитражных управляющих предъявляют к своим кандидатам на вступление, строго регламентированы нормами законодательства РФ.

Однако это не значит, что СРО не могут превышать свои полномочия. Известно большое количество случаев, когда требования оказывались завышенными, и после жалоб в высшие инстанции такие саморегулируемые организации были расформированы. Поэтому обязательно нужно контактировать лично с руководителями некоммерческих партнерств перед тем, как подписать договор о сотрудничестве с СРО.

Для того чтобы стать членом СРО арбитражных управляющих, компания должна соблюдать следующие условия:

  1. Иметь в штате компании не меньше 100 специалистов по профилю. Каждый из этих сотрудников должен соответствовать требованиям, которые были установлены законом в отношении арбитражных управляющих. Это можно узнать, прочитав закон «О саморегулируемых организациях».
  2. Организация обязательно должна иметь собственный фонд компенсаций. Его размер имеет прямую зависимость от официально установленного числа арбитражных управляющих, которые работают в фирме.
  3. Участники предприятия должны успешно проводить дела о банкротстве компаний. Таких дел должно быть оформлено не менее 100. Под такое требование попадают организации, которые закрыли данные дела, а также компании, которые все еще оформляют их. При этом не учитываются те процедуры оформления банкротства, во время которых должники не присутствуют.

Компенсационный фонд арбитражных управляющих в обязательном порядке должен содержаться в денежном эквиваленте.

Важно ! Размер имущества, которое находится в фонде, должен составлять определенную сумму, исходя из расчета 50 000 рублей на одного специалиста.

Иными словами, если в организации должно быть более 100 компетентных сотрудников, то компенсационный фонд должен иметь размер не менее 5 000 000 рублей. И без выполнения данного требования невозможно получение допуска на осуществление деятельности.

Как вступить в СРО арбитражных управляющих - что необходимо

Итак, после того, как руководитель предприятия определяется с СРО арбитражных управляющих, необходимо начинать процедуру вступления в саморегулируемую организацию. На первом этапе необходимо подготовить все необходимые для вступления документы. Есть определенный список документов, в который входят:

  1. Заявление о вступлении.
  2. Устав предприятия.
  3. Выписка из ЕГРИП, ЕГРЮЛ.
  4. Карточка предприятия или документы, подтверждающие личность (для физлиц).
  5. Документы, которые подтверждают выход из предыдущего СРО (если была такая ситуация).

Это основной перечень документов, многие СРО имеют право вносить в него свои коррективы.

Саморегулируемую организацию должники ищут и при банкротстве физических и для признания несостоятельности юридических лиц. Ведь по закону именно из СРО может быть утвержден арбитражный управляющий. Напомним, что уже при подаче заявления в суд, в этом документе обязательно нужно указать название и реквизиты СРО. В противном случае заявление просто оставят без рассмотрения. Сейчас нужную организацию можно найти в специально созданном едином федеральном реестре, в который вносятся сведения о банкротствах. На конец прошлого года официально в стране было зарегистрировано более шестидесяти подобных СРО. Однако, скорее всего, это число в ближайшие годы может даже сократиться. И причиной этому станет планируемое ужесточение требований к таким организациям, а именно к их компенсационному фонду. Так, с 1 января 2019 года она должен составлять пятьдесят миллионов рублей. Сейчас компенсационные фонды многих СРО не дотягивают до этих показателей. А потому у них есть два варианта: либо объединяться, либо закрываться. Отметим, что в случае закрытия СРО, управляющий, занимающейся банкротством, будет отстранен от ведения дела. И тогда выбор нового специалиста переходит к собранию кредиторов, если даже заявление о несостоятельности изначально подал должник. Само собой, такие изменения должнику ничего хорошего не принесут. Ведь высока вероятность того, что новый арбитражный будет действовать в основном в интересах кредиторов.
Как выбрать саморегулируемую организацию арбитражных управляющих при банкротстве физических лиц
Это гораздо более серьезная проблема, чем при несостоятельности лиц юридических. Гражданам сложнее привлечь таких специалистов к работе, поскольку при большой ответственности и серьезных требованиях к квалификации, вознаграждение небольшое и разовое. Причем дела могут длиться не один месяц.
Общие критерии для выбора СРО:

  • Число арбитражных управляющих в составе СРО не менее двухсот:
  • Сумма компенсационного фонда пятьдесят и более миллионов рублей (такие сведения так же можно найти на сайте единого федерального реестра либо на сайте конкретной организации) с 01.01.2019.

Часто при поиске СРО должники, в первую очередь, обращают внимание на организации, расположенные в том же городе или районе. Однако не всегда это правильная стратегия. Во-первых, в небольшом городе может быть только одна СРО или там, вообще, их может не быть. Во-вторых, согласно многим рейтингам самые успешные и крупные организации находятся как раз в Москве и Санкт-Петербурге и других больших городах. Там среди них большая конкуренция, а значит, они следят за качеством услуг, которые предоставляют их управляющие. В-третьих, абсолютно нет никакого значения, где реально зарегистрировано СРО. В век высоких технологий работать легко и просто и на большом расстоянии.
Как уже было сказано выше, проблем с поиском СРО нет. В этом поможет федеральный реестр, в нем есть информация обо всех членах организации и их реквизиты. Однако при банкротстве физлиц мало указать организацию в заявлении. Ведь СРО своего управляющего может и не предоставить: арбитражный должен добровольно согласиться на дело. А для этого ему нужен интерес. Как показала практика, «не глядя» на дело, управляющие соглашаются лишь на те дела, в которых у должника имеется ипотечная квартира, машина в залоге или другая дорогая собственность. В противном случае с арбитражным приходится договариваться. Обычно это сводится к заключению договора на дополнительную оплату. Но есть и другой вариант. В настоящее время работает множество антикризисных агентств и прочих фирм, оказывающих услуги сопровождения. Такие юридические организации часто работают в тесном контакте с арбитражными управляющими, а иногда последние даже есть в их штате. А потому обратившись за помощью в такое агентство, привлечь финансового управляющего гораздо легче.

Порядок определения саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий в деле о несостоятельности (банкротстве) по заявлению должника.

1. Формирование списка саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

1.1. Для целей выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих в Арбитражном суде Орловской области формируется список саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, выразивших готовность представлять кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения по делам о несостоятельности должников, находящихся на территории Орловской области (далее - список саморегулируемых организаций арбитражных управляющих).

1.2. Все поступающие в Арбитражный суд Орловской области заявления саморегулируемых организаций регистрируются в списке саморегулируемых организаций арбитражных управляющих с присвоением порядковых регистрационных номеров, начиная с «1», согласно очередности поступления (Приложение №1).

1.3. Каждое поступившее заявление саморегулируемой организации регистрируется и вносится в список саморегулируемых организаций арбитражных управляющих не позднее следующего рабочего дня после поступления заявления в арбитражный суд.

1.4. Исключение саморегулируемой организации арбитражных управляющих из сформированного Арбитражным судом Орловской области списка саморегулируемых организации арбитражных управляющих осуществляется:

По заявлению саморегулируемой организации, заверенному подписью уполномоченного лица, на следующий день после поступления такого заявления;

В связи с подтвердившейся информацией о ликвидации саморегулируемой организации;

На основании вступившего в законную силу решения суда об исключении сведений о саморегулируемой организации из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

1.5. Ведение списка саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в Арбитражном суде Орловской области осуществляется руководителем секретариата председателя суда либо лицом, исполняющим обязанности в его отсутствие.

1.6. Руководитель секретариата председателя суда либо лицо, исполняющее его обязанности, проводит ежемесячные проверки актуальности содержащихся в списке сведений, о чем не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, составляется докладная записка на имя Председателя Арбитражного суда Орловской области.

2. Порядок выбора саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

2.1. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий при подаче заявления должника, определяется судом методом случайной выборки из списка саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

2.2. Метод случайной выборки заключается в применении компьютерной программы Random Number Generator V 1.3., которая генерирует случайное число. Для того чтобы воспользоваться указанной программой необходимо ее запустить, в открывшемся окне ввести первый и последний порядковые номера саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и сгенерировать число (Приложение №2).

На экране отобразиться сгенерированное методом случайной выборки число. Полученное число будет соответствовать порядковому номеру саморегулируемой организации, согласно списку саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

2.3. Выбор саморегулируемой организации, которая будет представлять суду для утверждения кандидатуру арбитражного управляющего по заявлениям должников о банкротстве, осуществляется руководителем секретариата председателя суда либо лицом, исполняющим его обязанности.

2.4. После получения сгенерированного числа руководитель секретариата председателя суда либо лицо, исполняющее его обязанности, распечатывает скриншот выстроенной комбинации и составляет протокол выбора саморегулируемой организации (Приложение № 3). Один экземпляр протокола подшивается в номенклатуру совместно с реестрами передачи исковых заявлений (заявлений), второй - передается в судебный состав для приобщения к материалам дела о несостоятельности (банкротстве) должника.

2.5. Для каждого поступившего заявления должника о его признании несостоятельным (банкротом) допускается только однократное выстраивание случайной комбинации чисел с применением онлайн-генератора случайных чисел.

2.6. В случае непредставления выбранной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих кандидатуры арбитражного управляющего для проведения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, в установленный арбитражным судом срок либо отказа в представлении, новая саморегулируемая организация арбитражных управляющих определяется в порядке, предусмотренном п.п. 2.1. - 2.4., на основании мотивированного заявления судьи.

3. Заключительные положения.

Временный порядок действует до утверждения соответствующего порядка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

Текстовый документ и таблицы

Для того чтобы занимать должность арбитражного управляющего, необходимо входить в состав СРО. Также к кандидату предъявляются другие требования:

  1. Оконченное высшее профильное образование.
  2. Опыт работы в арбитражном суде.
  3. Отсутствие судимости и задолженностей.
  4. Стажировка в качестве помощника арбитражного руководителя и т. п.

Однако мы попытаемся подробно рассмотреть вопрос о том, как надо выбирать саморегулируемые организации.

Как правильно выбрать саморегулируемую организацию арбитражных управляющих

Итак, СРО выбирают по таким критериям:

  1. Местонахождение. Многие делают выбор в пользу организаций, расположенных в том городе, где находится сама фирма, но это решение не является целесообразным. Дело в том, что в городе обычно находится одно подобное учреждение и зачастую оно не в состоянии удовлетворить все требования АУ. Именно поэтому не стоит бояться выбирать те, которые находятся в других городах, поскольку благодаря развитию техники сегодня это не составляет проблемы. Тем, кто живет в маленьких городах, предпочтительнее выбирать саморегулируемые организации Москвы или Санкт-Петербурга.
  2. Количество членов. На этот нюанс также важно обращать внимание, так как он говорит о том, насколько престижная организация. При желании всегда можно пообщаться с сотрудниками и узнать у них все интересующие детали.
  3. Срок службы. Желательно, чтобы эта структура функционировала хотя бы 5 лет. Если же срок работы меньше, то целесообразнее выбрать ту, у которой выше опыт.
  4. Сумма вступительных взносов. Для того чтобы вступить в СРО, необходимо внести определенную плату. Устанавливают ее непосредственно руководители организаций. Желательно выбирать ту компанию, где размер взносов соответствует вашим финансовым возможностям.
  5. Наличие контактных данных. Данная госструктура должна обладать не только собственным адресом, но и официальным сайтом, номером телефона, факсом и адресом электронной почты. Все это показывает, что СРО ведет открытую деятельность.

Именно эти критерии являются определяющими при выборе саморегулируемой организации.

Следует понимать, что от того, насколько порядочную и добросовестную компанию вы выберете, зависит успех вашей дальнейшей деятельности на должности арбитражного управляющего при условии, если все остальные требования соблюдены.

Что дает СРО

С самого начала нужно понять, что вступление в СРО не означает, что лицо сразу получает право на вступление на пост арбитражного управляющего. Зачастую саморегулируемые организации, имеющие длительный опыт работы, обладают хорошо отлаженными связями с курьерскими службами, страховыми организациями и т. п. Это говорит о том, что при появлении каких-либо внештатных ситуаций гражданин вправе обратиться в это учреждение для помощи. Также в СРО есть свой квалификационный центр, где работники организовывают курсы повышения квалификации. Именно там юристы могут повысить знания в своей сфере.

Какие функции выполняет арбитражный управляющий

Если вас все же приняли на эту должность, вам необходимо быть готовым к тому, что работа будет очень ответственной и серьезной. В обязанности арбитражного руководителя входят:

  1. Созыв собрания кредиторов – в случае, если это необходимо при ведении дела о признании должника банкротом.
  2. Введение в Росреестр их требования. В ходе ведения своей деятельности такой сотрудник всегда контактирует с займодателями и выясняет их требования относительно долгов.
  3. Обеспечение защиты имущества. Помимо этого, арбитражный управляющий имеет право реализовывать недвижимость для возврата долга, если оно подходит по всем параметрам.
  4. Выявление признаков фиктивного банкротства, когда должник пытается скрыть свои доходы и имущество для списания долгов.
  5. Обращение в суд с заявлениями и ходатайствами. Именно этот сотрудник подает заявление в суд после рассмотрения дела, а также занимается выяснением всех нюансов по восстановлению платежеспособности своего клиента.

Если говорить в общем, то работа арбитражного управляющего является очень трудной и ответственной. Сотрудничать с ним выгодно как кредиторам, так и должникам. При желании последние могут отказаться от услуги этого сотрудника. Но это возможно только, если задолженность соответствует определенным требованиям, а заинтересованное лицо не является ИП. В большинстве случаев все же арбитражные руководители занимаются решением подобных дел.

ВНИМАНИЕ!
В рамках нашего портала действует бесплатный юридический раздел, где наши эксперты отвечают на актуальные вопросы наших читателей. Все что необходимо - все лишь задать вопрос в форме ниже и ждать ответ нашего специалиста в течение 5 минут. Для вашего удобства консультации проводятся в любое время суток (круглосуточно). Задавайте вопрос:

Вопросы, связанные с инициированием процедур банкротства организаций, в последнее время все чаще являются предметом рассмотрения Верховного суда РФ (см., например, определения ВС РФ от 16.06.2016 № 302-ЭС16-2049 по делу № А33-20480/2014, от 15.08.2016 № 308-ЭС16-4658 по делу № А53-2012/2015, от 25.01.2017 № 305-ЭС16-15945 по делу № А41-108121/2015). На фоне не уменьшающегося общего количества рассматриваемых судами дел о банкротстве подобные обстоятельства не вызывают удивления. Не остается без внимания высшей судебной инстанции и порядок реализации кредиторами предоставленного им на стадии инициирования банкротства права выбора кандидатуры арбитражного управляющего должника.

В силу положений п. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают:

    сам должник;

    конкурсный кредитор;

    уполномоченные органы, а также

    работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

Конкурсным кредиторам и работникам должника законодательно предоставлена возможность указывать в заявлении о признании должника банкротом кандидатуру арбитражного управляющего или наименование саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий.

Цитируем документ

Арбитражный суд утверждает временного управляющего, кандидатура которого указана в признанном обоснованным заявлении о признании должника банкротом, либо временного управляющего или финансового управляющего, кандидатуры которых представлены саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, указанной в таком заявлении.

При наличии нескольких заявлений о признании должника банкротом, в том числе в случае, если рассмотрение обоснованности поступившего первым заявления о признании должника банкротом откладывается арбитражным судом, арбитражный суд утверждает временного управляющего, кандидатура которого указана в заявлении о признании должника банкротом, поступившем в арбитражный суд первым, либо временного управляющего или финансового управляющего, кандидатуры которых представлены саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, указанной в таком заявлении.

Пункт 9 ст. 42 Закона о банкротстве

Как отметил Верховный суд РФ в Определении от 25.01.2017 № 305-ЭС16-15945 по делу № А41-108121/2015, законный материальный интерес любого кредитора должника прежде всего состоит в наиболее полном итоговом погашении заявленных им требований. Все предоставленные кредиторам права, а также инструменты влияния на ход процедуры несостоятельности направлены на способствование достижению названной цели.

Одним из таких инструментов является полномочие первого заявителя по делу о банкротстве (чье требование признано обоснованным) на предложение кандидатуры арбитражного управляющего либо саморегулируемой организации, из числа которой подлежит назначению арбитражный управляющий, для проведения первой введенной судом процедуры. При этом интерес в осуществлении данного полномочия в любом случае должен быть обусловлен наличием конечного интереса в получении удовлетворения по включенному в реестр требованию.

Не секрет, что право кредитора указывать в заявлении о признании должника банкротом кандидатуру арбитражного управляющего или наименование саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, зачастую используется должниками и дружественными им кредиторами для получения определенного контроля над процедурой банкротства посредством избрания на должность арбитражного управляющего должника лояльного лица. Видимо, преследуя цель прекратить подобные попытки, Верховный суд РФ начал постепенно формировать подход к рассматриваемой проблематике.

Позиция Верховного суда РФ по вопросу замены кандидатуры арбитражного управляющего

На практике возможны различные варианты изменения правоотношений с участием должника и первоначального кредитора после обращения последнего в суд с заявлением о признании должника банкротом. Например, требования первоначального кредитора к должнику может погасить третье лицо или сам должник, требования могут быть уступлены первоначальным кредитором третьему лицу. И в результате подобных действий появляется новое лицо, претендующее самостоятельно и без участия первоначального кредитора на право определять конкретное лицо, которое будет осуществлять полномочия арбитражного управляющего должника. В связи с подобными изменениями в принадлежности требований к должнику возникает вопрос о судьбе ранее реализованного первоначальным кредитором права на представление кандидатуры арбитражного управляющего или наименования саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, а также о возможности нового кредитора вносить какие-либо изменения в осуществление подобного права первоначальным кредитором должника.

В пункте 27 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016) Верховный суд РФ обратил внимание на следующее.

Цитируем документ

Переход статуса заявителя по делу о банкротстве к иному лицу не предоставляет ему права пересмотреть предложенную первым заявителем кандидатуру арбитражного управляющего.

<…> В подобном случае назначению в качестве арбитражного управляющего подлежит то лицо, которое указано в первом заявлении о признании должника банкротом.

Верховный суд РФ посчитал, что право предложить кандидатуру арбитражного управляющего либо наименование саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, с учетом специфики отношений несостоятельности не может перейти ко второму заявителю независимо от того, погашено первоначально заявленное требование должником после подачи заявления в суд либо по нему осуществлено процессуальное правопреемство.

Высказав подобную позицию в 2016 г., Верховный суд РФ продолжил последовательно придерживаться ее и в последующем.

Цитируем документ

Учитывая специфику отношений несостоятельности, а также принимая во внимание, что право выбора кандидатуры арбитражного управляющего для проведения первой процедуры является одним из инструментов влияния на ход процедуры несостоятельности, погашение должником первоначально заявленного требования не ведет к переходу ко второму заявителю права на предложение кандидатуры арбитражного управляющего либо саморегулируемой организации.

Определение Верховного суда РФ от 02.11.2017 № 305-ЭС16-20931(2) по делу № А40-165525/2014

Делая соответствующий вывод, Верховный суд РФ сослался также на разъяснения, изложенные в п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“», в котором судам предлагалось учитывать, что при наличии нескольких заявлений о признании должника банкротом они рассматриваются арбитражным судом в порядке их поступления в суд. Суд утверждает арбитражного управляющего, кандидатура которого указана в заявлении о признании должника банкротом, которое будет признано обоснованным первым, или арбитражного управляющего, кандидатура которого представлена саморегулируемой организацией, указанной в таком заявлении.

Анализ подхода Верховного суда РФ

Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до его вступления в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил. С учетом этого позицию Верховного суда РФ об отсутствии у нового кредитора должника права пересмотреть предложенную его правопредшественником кандидатуру арбитражного управляющего при изменении субъектного состава правоотношения в ситуации, когда новый кредитор приобрел или погасил долг должника перед первоначальным кредитором, в целом можно считать обоснованной.

И все же подобный подход вызывает определенные сомнения, так как он свидетельствует о том, что к правопреемнику вообще не переходит право на предложение кандидатуры арбитражного управляющего. Это означает, что право на представление кандидатуры арбитражного управляющего при инициировании банкротства должника обладает особым статусом: оно является окончательным, так как будучи однажды реализованным, оно уже не может быть никак изменено. Как известно, законодательно не допускается переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора. Между тем рассматриваемое право кредитора на представление кандидатуры арбитражного управляющего вряд ли можно отнести к правам, неразрывно связанным с личностью кредитора. В этой связи невозможность перехода к правопреемнику такого права все же требует дополнительного обоснования.

В то же время нельзя не отметить положение абз. 3 п. 4 ст. 45 Закона о банкротстве.

Цитируем документ

Замена кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, указанных в заявлении о признании должника банкротом, допускается по ходатайству заявителя до даты направления в заявленную саморегулируемую организацию определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.

Иными словами, законодатель предусмотрел промежуток времени (на стадии рассмотрения обоснованности требований кредиторов к должнику), в течение которого может быть произведена замена предложенной кандидатуры арбитражного управляющего. Это период с момента подачи в суд первоначальным кредитором заявления о признании должника банкротом до даты направления арбитражным судом в заявленную саморегулируемую организацию определения о принятии заявления о признании должника банкротом. После истечения указанного срока право первоначального кредитора на представление кандидатуры арбитражного управляющего должника будет считаться реализованным в полном объеме.

Но при этом рассматриваемый подход Верховного суда РФ предусматривает даже более жесткие требования, не допуская возможности замены кандидатуры арбитражного управляющего правопреемниками кредитора во всяком случае, вне зависимости от обстоятельств и без учета условия о направлении арбитражным судом в заявленную саморегулируемую организацию определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

Еще один вопрос, который оставил без внимания Верховный суд РФ, касается ситуации, при которой первоначально обратившийся с заявлением о признании должника банкротом кредитор откажется в полном объеме от этого заявления. Как известно, в таких случаях повторное обращение того же кредитора в суд с заявлением о признании должника банкротом по тем же основаниям не допускается. Однако в случае введения процедуры банкротства по заявлению другого лица о признании должника банкротом упомянутый кредитор может обратиться с заявлением об установлении в деле о банкротстве своего требования, на котором было основано заявление о признании должника банкротом (п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»).

В этой связи возникает вопрос о судьбе ранее реализованного таким конкурсным кредитором, первоначально обратившимся с заявлением о признании должника банкротом, но впоследствии отказавшимся от него, правом на представление кандидатуры арбитражного управляющего. Представляется, что подход должен быть единым, а значит, в случае отказа первоначального кредитора от заявления о признании должника банкротом право на представление кандидатуры арбитражного управляющего при направлении судом в саморегулируемую организацию определения о принятии заявления о признании должника банкротом также должно считаться реализованным.

Нельзя не признать, что в рассуждениях Верховного суда РФ есть логика: на этапе возбуждения дела о банкротстве организации для кредиторов не имеет существенного значения, должно быть неважно и безразлично, какое именно лицо исполняет обязанности арбитражного управляющего, если оно соответствует установленным законом требованиям к подобного рода лицам. В такой ситуации попытки отдельных кредиторов назначить конкретное лицо на должность арбитражного управляющего или конкретную саморегулируемую организацию, из числа которой он должен быть выбран, могут свидетельствовать о наличии заинтересованности в исходе дела и наличии каких-либо отношений контроля над должником. Притом что, как уже отмечалось ранее, единственной целью кредитора в рамках процедур банкротства должника является максимальное погашение требований. При этом у конкурсного кредитора сохраняется широкий набор возможностей по контролю за надлежащим выполнением арбитражным управляющим своих полномочий, а при их неудовлетворительном результате он может попытаться сменить его на первом собрании кредиторов или инициировать процедуру его отстранения или освобождения от исполнения возложенных на него обязанностей.

В целях уменьшения количества злоупотреблений и споров по рассматриваемому вопросу выходом могло бы стать введение в качестве общего правила процедуры, аналогичной той, что действует при подаче заявления должника, суть которой заключается в определении саморегулируемой организации, представляющей кандидатуру арбитражного управляющего, посредством случайного выбора (п. 2, 5 ст. 37 Закона о банкротстве). Введение подобного универсального правила, по мнению автора, придало бы всей процедуре выбора арбитражного управляющего должника высокий уровень независимости и беспристрастности. Однако его реализация представляется маловероятной с учетом существующей потребности у отдельных хозяйствующих субъектов сохранения рычага влияния на процедуру банкротства должников.